Х-образный стул
Х-образный стул известен также как стул «ножницы», дантеска, кресло Савонарола – тип стула с Х-образной конструкцией ножек и рамы. Популярностью такая конструкция пользовалась в Древнем Египте, Греции и Риме.
Складные Х-образные стулья были найдены в древнеегипетских гробницах. Деревянная конструкция делалась складной, а сиденье выполнялась из шкур животных. В Древнем Риме данный тип кресла имел название курульного. Оно считалось почетным местом, на котором прежде восседали цари, а после них консул, претор и эдил. Курульное кресло было мобильным и его несли вслед за должностным лицом.
Кресло Савонарола – относится к разновидности курульного (парадного) парадного кресла. Оно носит название «Савонарола» в честь одиозного флорентийского монаха XV века Джироламо Савонаролы. Оно имеет шарнирную конструкцию в области сидения и ножек, а потому могло складываться.
Впоследствии конструкция Х-образных стульев преимущественно перестала быть складной, однако форма предметов и конфигурация ножек осталась в прежнем виде, что отсылает к мебельным образцам прошлого. Представляем вашему вниманию антикварное курульное кресло с мягким сиденьем 1850-х годов из коллекции Alter Ego Home.
Хаск
Хаск (англ. husk – шелуха, скорлупа) – орнаментальный мотив в виде стилизованного цветка колокольчика, скорлупы ореха или колоса пшеницы, последовательно соединенных в виде гирлянд, фестонов и капель. Линия орнамента имеет тенденцию расширяться к середине и уменьшаться к краям. Чаще всего подобный мотив встречается в английской и американской мебели, изделиях декоративно-прикладного искусства. Орнамент является характерным для стиля неоклассицизм. В антикварной коллекции Alter Ego Home представлен голландский дубовый шкаф с лучковым фронтоном 1760-х годов, навершие которого исполнено в мотиве Хаск.
Хинделупен
Стиль Хинделупен относится к одной из форм народного нидерландского искусства, который зародился в XVII столетии в северной провинции Фрисландия. Название стиля Хинделупен произошло от имени небольшого одноименного города, расположенного на берегу озера Эйсселмер. Близость города к Северному морю определила профессиональную занятость мужской части его населения: практически все местные мужчины на протяжении нескольких столетий были морскими купцами, моряками и рыбаками. Морские купцы Хинделупена в 1368 году вступили в Ганзейский союз и активно вели торговые отношения с представителями стран-членов. Из заморских путешествий по Северному и Балтийскому морю они привозили деревянные предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря этой торговле они познакомились с народной живописью стран Балтии, Скандинавии и Крайнего Севера России.
Эти контакты во многом определили внешний вид стиля Хинделупен: разноцветная мебель и предметы быта, разрисованные цветами, птицами и гирляндами. Во времена непогоды и штормов, морякам приходилось подолгу пребывать на суше и тогда, чтобы скоротать время и заработать немного денег, они обращались к рисованию.
Живописные навыки фрисландских моряков находили воплощение в росписи интерьеров домов, мебели и предметов быта. Особую популярность живопись Хинделупен приобрела после резкого сокращения национального производства мебели из дуба. Обеспеченные горожане почитали дуб как символ статуса и довольства. Однако по мере его подорожания в моду вошли сосна и ель, которые стали покрываться сплошной живописной отделкой.
Художественная отделка стиля Хинделупен отличается стойкостью и долговечностью. Живопись наносится масляными красками. Для фона используются чистые цвета - красный, зеленый, синий. Узор, в свою очередь, наносится темным цветом со светлыми теневыми мазками. Примерами исполнения Хинделупен являются антикварная тумба с цилиндрическим навершием 1890-х годов и стол с полихромной окраской 1910-х годов из коллекции Alter Ego Home.
Хронос
Хронос (др.-греч. Χρόνος «время») – олицетворение времени в древнегреческой мифологии и философии. В древности Хроноса часто путали с титаном Кроносом или сознательно их отождествляли из-за сходства имен. Он изображается как седовласый старик с бородой, крыльями, косой или серпом и песочными часами.
Коса Хроноса вероятно произошла от серпа Кроноса, который ему подарила мать Гея. Серп был выкован для того, кто сможет им победить Урана. Кронос уничтожил Урана, а став царем титанов сделал серп символом своей власти. Серп имел большую силу и мог отделить своим прикосновением душу от тела, он представлял опасность как для смертных, так и для бессмертных. Коса в иконографии Хроноса могла также быть связана с образом жнеца (смерти), который при помощи этого орудия «собирает» души смертных.
Атрибуты Хроноса, в частности коса и песочные часы, достаточно часто встречаются в оформлении антикварных часов. Эти символы напоминают о быстротечности и конечности человеческой жизни. Данные символы можно встретить на часах из коллекции Alter Ego Home, подробно о которых мы рассказываем в рамках наших экскурсий.
Джордж Хэпплуайт
Джордж Хэпплуайт (1727-1786) – английский мебельный мастер, рисовальщик, создававший предметы в позднегеоргианском стиле. Мебель, выполненная в стилистике Хэпплуайта, укладывается в каноны классицизма, характерного для второй половины XVIII столетия, хотя и обладает некоторыми эклектичными чертами.
На сегодняшний день биография Хэпплуайта состоит из множества загадок. Известно, что Джордж Хэпплуайт имел собственную производственно-торговую фирму «Хэпплуайт и компания». Он являлся автором большого альбома в 124 листа гравированных рисунков «The Cabinet-Maker and Upholsterer's Drawing-Book» («Книга гравюр для краснодеревщика и драпировщика»), вышедшего уже после его смерти стараниями его жены Алисы, активно принимавшей участие в деле мужа. В альбоме Хэпплуайта содержатся изображения всех основных разновидностей мебели, актуальных во второй половине XVIII столетия. Считается, что подлинных изделий Джорджа Хэпплуайта не сохранилось.
Излюбленным материалом Джорджа Хэпплуайта было красное дерево. Физические достоинства красного дерева позволили мебельному автору выработать около 40 разновидностей стульев, отличающихся преимущественно конфигурацией спинки и ножек. Оригинальные спинки стульев, выполненные в форме щита, имеют огромное разнообразие орнаментального оформления. Более того, Хэпплуайт создал совершенно новые канонические типы спинок, многие из которых стали визитной карточкой английского классицизма. По канонам мастера выполнено винтажное кресло с ажурной спинкой 1950-х годов из коллекции Alter Ego Home.