В этом выпуске антикварного словаря — царги, цветы Тюдоров, центральные столы, церазики и цопфстиль. Эти термины раскрывают секреты мебельных конструкций, изысканные орнаменты и целые стили эпох. Узнаем, как царга скрепляет ножки стульев, почему тюдоровский цветок стал символом Англии, зачем викторианцы ставили столы в центре гостиной, чем резали узоры мастера-краснодеревщики и как цопфстиль соединил рококо с классикой.
Царга
Царга – дощатая рама, поставленная на кромку, соединяющая ножки предмета. Царгу можно встретить у стульев, кресел, столов, кроватей, шкафов и т.д. Она служит как скрепляющий опоры элемент, придает дополнительную прочность и выступает в качестве основного скрепляющего элемента конструкции. Изготавливая предметы мебели, мастера могли дополнительно украшать царгу резьбой, росписями или делать ее фигурной.

Антикварное кресло с фигурным навершием и мягкой обивкой в стиле неорококо 1850-х гг. из коллекции Alter Ego Home
«Цветок Тюдоров»
Наверняка, при упоминании «цветка Тюдоров» в уме всплывет образ объединенной белой и алой розы. Этот мотив был крайне популярен в английском мебельном искусстве. В собрании нашего антикварного салона также находятся великолепные стулья с резными цветами на спинках.
Однако орнаментальный мотив «цветок Тюдоров» (англ. Tudor Flower, brattishing) активно использовался для оформления предметов искусства и архитектуры в период господства готического стиля. Он представляет собой динамичный орнамент в виде чередующихся вертикальных трехстеблевых листьев крестообразной формы. Мотив достаточно часто использовался в отделке архитектуры Тюдоровской эпохи и потому стал носить такое название.
«Цветок Тюдоров» можно встретить и в оформлении предметов из нашего собрания. Примером может послужить французский полушкаф в неготическом стиле.

Мотив «цветок Тюдоров»
«Центральный» стол
Главенствующим предметом в викторианской гостиной середины XIX века стал "central table" - «центральный» стол. Центральные столы не были обеденными, с практической точки зрения, и располагаясь по центру гостиной, были подходящими местами для масляных ламп и других осветительных приборов, которые часто ставились именно по центру комнаты, чтобы равномерно распределять драгоценный свет, особенно вечером. Круглая форма стола также позволяла людям сидеть близко друг к другу и создавала удобные места для сбора для шитья, чтения вслух, бесед и других групповых занятий, создавая эмблему семейного круга. Феномен центрального стола был пронизан сложным социальным и культурным смыслом: столы были символами буржуазного статуса и зеркалом семьи.
Что же представляли предметы, лежащие на центральных столах? Книги и периодические издания могли указывать на ценности, получаемые с образованием. Часто включалась большая Библия, которая должна была свидетельствовать о набожности хозяев. Центральные столы и их нахождение в гостиной, ассоциируемой с женской областью, побудили Godey's Lady's Book опубликовать колонку под названием «Разговоры» за центральным столом», где публиковались современные тенденции в области дизайна и досуга, касающиеся данного предмета интерьера.

Генри Ф. Дарби - Семья
Церазик
Церазик – глубкая полукруглая стамеска, предназначенная для строгания и резки. Стамеска – плотничий или столярный ручной режущий инструмент, который используется для создания углублений в древесине, фасок, резьбы. Церазик на конце имеет загибающуюся часть. В сечении, вырезанная им древесина имеет вид буквы U. Чаще всего данный инструмент используется для выполнения художественной резьбы по дереву, им получаются тонкие прожилки.
.jpg)
Примеры церазиков
Цопфстиль
Цопфстиль (нем. Zopfstil, от Zopf — косичка) – художественный стиль, получивший распространение в Австрии и Германии во второй половине XVIII века. Существует предположение, что такое название стиля произошло от распространенных при австрийском дворе короля Иосифа II париков с косичками. Цопфстиль пришел на смену рококо, которое было крайне распространено во времена правления императрицы Марии Терезии.
Цопфстиль характеризуется переходом от стиля рококо к неоклассицизму. Подобная тенденция существовала и при дворах других европейских монархов. Например, схожие черты в этот период времени имел стиль Людовика XVI во Франции и поздне-георгианский стиль в Англии.
Как и во Франции, интерес к классическому стилю возник из-за раскопок Помпей и Геркуланума. Мастера-мебельщики активно черпали вдохновение из архитектуры Древней Греции и Рима. Ранние предметы цопфстиля имели черты стиля рококо: оформление поверхностей набором в технике маркетри, изогнутые линии, элементы декоративного оформления. Со временем мебель обретает более строгую форму и практически не имеют украшений. Оформление шпоном не теряет популярность, однако популярность обретает более лаконичный набор в технике паркетри.
.jpg)
Автор: Доровских Анна Бьёрг
Редактор: Мартынова Вероника