Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Деревянная роза Тюдоров

  • Деревянная роза Тюдоров

Все мы, наверное, слышали о Войне алой и белой розы. Слишком поэтичное название, чтобы оно осталось незамеченным. Романы, пьесы, сказки, фильмы, песни, спектакли - этот эпизод английской истории послужил источником вдохновения во многих сферах искусства. Скрытый смысл Алисы в стране чудес Л. Кэролла, переосмысленный нашим современником Т. Бертоном в одноименном фильме, многочисленные отсылки в пьесах У. Шекспира, романы В. Скотта - все это лишь небольшой список упоминаний этого знаменательного в английской истории события.  

 

Война Алой и Белой Розы (1455-1485) – династический конфликт между английскими монархами и дворянством, который продолжался почти четыре десятилетия и повлек за собой  многочисленные военные столкновения, казни и заговоры. Английское дворянство поделилось на два противоборствующих клана, каждый из которых состоял из потомков Эдуарда III (1327-1377) из династии Плантагенетов – Ланкасетров и Йорков. Нередко союзники каждого из кланов переходили на сторону соперника, если видели слабость своего монарха, а также ввиду личных мотивов. Название Войны Роз происходит от эмблем, используемых воюющими сторонами. Идея конфликта с участием роз возникла еще в XV веке. В одной балладе Эдуард IV назывался «Розой Руана», а вскоре после того, как он стал королем, была написана картина, на которой члены королевской семьи, сражаясь друг с другом, вырастали из стилизованных красных, белых и золотых роз. Большую роль в трансформации мифа о Войне роз сыграл Уильям Шекспир, создавший серию исторических хроник. В частности, в пьесе «Генрих VI» (ок. 1591) Шекспир изображает знаменитую сцену, в которой Ланкастеры и Йорки в саду замка Тауэр выбирают цвета роз в качестве символов борьбы.

 

 

 «Сбор красных и белых роз в садах Старого Храма» Генри Пейна (1868–1940 гг. н.э.). На картине изображен Ричард Йоркский, бросающий вызов Эдмунду Бофорту, 2-му герцогу Сомерсетскому, сделать выбор между Белой розой Дома Йорков и Красной розой Дома Ланкастеров в преддверии Войны роз. 

 

Конец неспешному противоборству двух кланов положил Генрих Тюдор, лидер Ланкастеров. В 1485 году он взошел на трон и короновал себя Генрихом VII. Во время своей свадьбы с Елизаветой Йоркской он объединил значки с красной и белой розой, создав так называемую розу Тюдоров и ознаменовав официальное окончание Войны Роз.

 

Обратимся к историческому контексту. Роза Тюдоров — украшение, пропитанное традициями и историей. Роза издавна занимала символическое место в декоративном искусстве многих стран, культур и религий. Используемый для изображения невинности, знаний, мира и страданий, а также любви, страсти, тайны и жертвенности, неудивительно, что этот символ столь многих ценностей стал таким распространенным геральдическим мотивом и столь широко используется в дизайне мебели и архитектуре. В средние века розы считались выдающимся цветком растительного царства и поэтому были обычными символами божественности и королевской власти. Неудивительно, что этот дизайн стал важным украшением деревянных и каменных изделий на протяжении всего периода Тюдоров (1485–1603 гг.) и позже. Помимо мебели его также часто использовали на вышитых гобеленах и в живописи.

 

Какое отношение эта тема имеет к антикварной мебели? Непосредственное, особенно, когда дело касается английской мебели. В то время как Англия гордится национальным символом розы, которая хранит память о войне «Алой и Белой розы», наше собрание гордится редчайшими образцами английской мебели, главным декоративным акцентом которых является знаменитая Роза Тюдоров. Речь об удивительном комплекте стульев, выполненных во второй половине XVIII столетия в Англии. Они являются великолепной иллюстрацией идеи о том, что ничто не делает предмет мебели ручной работы более привлекательным и особенным, чем тщательно продуманная размеренная художественная резьба со сложным символическим наполнением.

 

 

Стулья подчеркнуто примитивны и просты на вид. В отличие от гладких и деликатных континентальных черт европейской мебельной стилистики, английская мебель того периода имеет тенденцию проявлять более грубый и ручной вид, особенно когда дело доходит до декора. Орнаментальные элементы на глухой спинке стула еще не простились с готикой и содержат традиционные для английской культуры геральдические элементы. Помимо розы Тюдоров спинка декорирована другими знаковыми для британской культуры ботаническими элементами: тюльпанами, флер-де-лисами и маргаритками. Дуб являлся наиболее распространенным типом древесины в ранней британской мебели преимущественно из-за его преобладания и местного выращивания. Хотя дуб по своей природе имеет светло-бежевый или коричневый цвет, в XVIII столетии его часто окрашивали для придания более темного вида. Благодаря прочности дуба предметы мебели того времени сохранились до наших дней благодаря сильной устойчивости к гниению и древоточцам, их постоянная стабильность также свидетельствует о мастерстве этого периода.