Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Ему завидовал даже Байрон: 255 лет со дня рождения многоликого Томаса Хоупа.

  • Ему завидовал даже Байрон: 255 лет со дня рождения многоликого Томаса Хоупа.

Как вы уже могли догадаться, мы любим изучать мебельное искусство через персоналии. А уж если они имеют отношение к созданию мебели и интерьеров, наш интерес будет удвоен. Ровно 225 лет назад родился удивительный по своему творческому диапазону английский дизайнер, коллекционер-антиквар, проектировщик мебели и археолог Томас Хоуп. Мы уже посвящали ему наши предыдущие публикации, однако сегодня мы предлагаем перенестись в Англию 1790-х годов, в период, когда был перестроен легендарный дом Томаса Хоупа на улице Дюшес-стрит, 10, спроектированный некогда не менее легендарным в британской культуре персонажем Робертом Адамом (ссылка на нашу статью о нем). 

Чем же примечательна эта постройка, не сохранившая до наших дней свой первоначальный вид и интерьер? Ответ кроется в не только в неординарной личности его владельца, но и некогда созданных им интерьерах, оказавших большое влияние на британское искусство и дизайн, которое ощущается до сих пор. В память о Хоупе, на фасаде дома стоят парные сфинксы, символизирующие непостижимую личность Хоупа. Британцы говорят: «В Лондоне много призраков и сказочных существ, но ни одно из них не является столь загадочным, как сфинксы на Дюшес стрит».

В жизни Томаса Хоупа сошлись две стихии: страсть к искусству и деньги. Он был наследником могущественной и богатой шотландской банкирской семьи, базирующейся в Амстердаме. Отец Хоупа заработал свое состояние, предоставляя деньги в долг для расширения голландского колониального присутствия, а также оказывая финансовую поддержку европейским правительствам и правителям, включая Екатерину Великую. 

В молодости Хоуп провел много времени, путешествуя по восточной половине Средиземноморья, по Греции, Турции, Сирии и Египту, которые тогда входили в состав Османской империи. Именно тогда Хоуп начал собирать свои коллекции и продолжал пополнять их на протяжении всей своей жизни. Кульминацией раннего опыта путешествий стал его роман «Анастасий». Хотя сейчас он практически не издается, он была бестселлером своего времени и напечатан в 13 изданиях, переведен на четыре языка. Поговаривали, даже сам сэр лорд Байрон завидовал этому успеху.

 

 

Дом на Дюшес стрит является воплощением интерьерных фантазий Хоупа. Хоуп капитально реконструировал его в период с 1799 по 1801 год. Он же является автором путеводителя по особняку «Мебель для дома и внутреннее убранство», который дает нам лучшее представление о созданных им пространствах. В нем Хоуп излагает принципы построения пространства и размещения в нем предметов искусства, а также вводит в лексикон понятие «внутреннее убранство». Путеводитель также стал исчерпывающим руководством по стилю английского регентства.

Комнаты и предметы интерьера в путеводителе изображены коллекционером простыми линиями, в черно-белом колорите с перекрестной штриховкой, что тем не менее передает атмосферу пространств.

 

 

Архитектура и внутреннее наполнение особняка выстраивались в концепции единого произведения, которое призвано воздействовать на все человеческие чувства. Так, в картинной галерее играл орган, а в ряде комнат курились благовония. В тоже время, архитектурное решение комнат делало их удобными для жизни. Хоуп осуждал людей, которые проектировали «дома в форме храмов [и] изобретали для себя самые неподходящие и неудобные жилища». (Watkins, 1968, 10). 

В упомянутой выше картинной галерее при жизни Хоупа располагалась одна из самых богатых  в Великобритании коллекций голландского искусства Золотого века. Галерея площадью пятьдесят на двадцать футов была разделена по середине специальной ширмой из красного дерева, снабженной креплениями, позволяющими развешивать произведения, и снабженной отделениями для хранения книг и фолиантов с гравюрами. Пространство было дополнено плоскимкессонным потолком и высокими фонарями для освещения коллекции голландских и фламандских картин, унаследованных от брата Генри Филиппа Хоупа. Мебель для галереи также была спроектирована Хоупом.

 

В 1801 году Томас Хоуп приобрел коллекцию старинных ваз у сэра Уильяма Гамильтона за 4500 фунтов стерлингов, а к 1806 году у него было более 1500 ваз. Другие экспонаты включали греческие статуи Гигеи и Афины, найденные в Остии в 1797 году.

Особняк Хоупа на Дюшес стрит, 10, стал одним из первых частных публичных музеев в Англии. Доступ был разрешен по понедельникам в течение сезона по рекомендации или рекомендательному письму. Такой шаг вызвал обиду, когда рекомендательные письма потребовались и для членов Королевской академии, заставив джентльменов этой уважаемой организации почувствовать, что их приглашают не для профессионального общения, а для рекламы собственного собрания.

В силу сложившейся семейной истории знаменитая коллекция Хоупа была продана в аукционных залах Christie’s в Лондоне в июле 1925 года. Лондонская «Таймс» смело заявляла: «Подобных распродаж не проводилось в этой стране на протяжении нескольких поколений, и маловероятно, что другая коллекция равной важности будет предложена публике во времена кого-либо из ныне живущих».