Сегодня день рождения Ганса Макарта — человека, который устраивал шумные вечеринки среди ковров, доспехов и искусственных цветов, добавлял асфальт в краски, а женщины мечтали попасть в его студию хотя бы на час. Он — не просто художник, а человек-эпоха, из чьих театральных вкусов родился целый интерьерный стиль. В этой статье — о том, как его эксцентричность стала трендом и при чём тут букеты с перьями и мебель с перебором.
Ганс Макарт (1840—1884)
— австрийский художник, декоратор, дизайнер мебели и законодатель мод, идеолог академического направления в искусстве. Живописная студия Макарта была эпицентром художественной жизни Вены в последней четверти XIX столетия. Диковинный интерьер студии стал источником вдохновения для многих европейских романтиков. До наших дней дошли репродукции интерьера, детально передающие ее неповторимый колорит. Попредметное описание студии Макарта можно узнать по аукционному каталогу, составленному после его смерти.
Интерьер Ганса Макарта
Стиль Макарта
Студия представляла собой невообразимое сочетание ренессансных и восточных элементов интерьера, на фоне которых размещены полотна с академической живописью. Атмосферное тронное кресло соседствует со строгим мольбертом, бумажные пальмы и искусственные цветы (т.н. «букеты Макарта») спорят по эффектности со старинным оружием, размещённым на стенах, шкуры животных теряются на фоне экзотичных гобеленов. Такое интерьерное буйство снискало не только восхищение многих современников, но и явилось поводом для размышлений о вырождении художественного вкуса того периода. Оригинальным явлением в художественной жизни эпохи европейской эклектики стал так называемый «стиль Макарта» — декоративное направление, выросшее из этой эксцентричной среды.
Интерьер Ганса Макарта
Студия по воле художника была открыта для ежедневного посещения всем желающим. Немецкий критик рубежа веков Альфред Лихтварк, например, так иронично охарактеризовал студию: «так много острых орнаментов в самых неожиданных местах, что неумелый посетитель рискует вернуться домой с воспалёнными коленными чашечками». XIX столетие с его бурным калейдоскопом исторических стилей явилось благоприятной почвой для неординарных творческих экспериментов австрийского художника.
Для любителей и знатоков антикварной мебели немалый интерес представляют проекты и воплощённые образцы мебели Макарта. Их особенностью считается визуальная вычурность, художественная чрезмерность и обилие ненужных декоративных деталей. Если вы тоже причисляете себя к ним, то вероятно вам понравится комплект из шести антикварных стульев 1850-х годов, представленный в коллекции пространства Alter Ego Home.