Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Индонезийская мебель: на грани сакрального и повседневного

  • Индонезийская мебель: на грани сакрального и повседневного

Богатое культурное наследие Индонезии нашло отражение в мебельном мастерстве, которое, в свою очередь, имеет долгую и интересную историю. Тропический климат во многом повлиял на мебельное конструирование: низкие столы, плетёные стулья, деревянные сундуки и открытые полки. Мебель часто была мобильной, чтобы адаптироваться к высокой влажности и традиционным домам без стен, характерным для обычного населения. В особняках знати, дворцах и храмах убранство составляли искусно вырезанные сундуки, замысловатые троны и богато украшенные кровати. Традиционная мебель Индонезии создавалась из местных материалов — тикового и красного дерева, ротанга и бамбука. Её дизайн обязательно включал резные орнаменты с мотивами природы (цветы, животные) и символикой местных верований.

 

 

XVII-XIX века стали временем неожиданных художественных экспериментов, когда традиционное искусство Индонезии столкнулось с европейскими влияниями. Голландская колонизация Индонезии кардинально изменила бытовое мироустройство и местное мебельное искусство, создав уникальный гибридный стиль. Европейская эстетика здесь столкнулась с многовековыми традициями архипелага, породив предметы, которые сегодня считаются антикварной редкостью. В колониальную эпоху европейские стили приобрели популярность среди индонезийской элиты. Мебель в колониальном стиле, характеризующаяся богатой отделкой и пестрым колоритом стала символом статуса и престижа. При этом в убранство включались традиционные индонезийские мотивы, что добавляло нотку индонезийской идентичности.

 

Антикварный платяной шкаф с высоким карнизом и цветочной гирляндой из коллекции Alter Ego Home

 

 

Одним из самых ярких примеров этого культурного диалога стал индонезийский шкаф из нашей коллекции, выполненный во второй половине XIX века в стилистике необарокко. Шкаф выполнен из тика насыщенного охристо-медного оттенка с градиентом. Свежая древесина тика — золотисто-коричневая, со временем темнеет до благородного медного оттенка. Тик (Tectona grandis) — одна из самых ценных пород древесины, веками использовавшаяся в Индонезии для создания мебели, кораблей и архитектурных элементов. Ее уникальность состоит в том, что благодаря натуральным маслам (тектину) тик не гниёт даже в условиях тропиков. Традиционно из него строили палубы кораблей, включая легендарные голландские галеоны XVII века. Высокое содержание терпенов в составе древесины отпугивают термитов и жуков-древоточцев, а плотная структура делает его менее горючим, чем сосна или дуб. В колониальную эпоху голландцы массово вырубали тик для мебели в стиле барокко и классицизма. Шкафы и столы из него стоили дороже, чем аналоги из европейского дуба. Тик мягче дуба, он не крошится, что делает его идеальным для тонких орнаментов.

 

 

Бобовые стебли                                                                                                                 Люцерна  национальный мотив

 

Индонезийские мастера-краснодеревщики при формообразовании использовали характерные для необарокко приемы: архитектурность построения, четкое деление на конструктивные элементы, богатый резной декор, массивный профилированный ступенчатый карниз, шарообразные ножки.

 

 

Две массивные филёнчатые двери скрывают внутренний объем, разделенный полками. В нижней части размещены два выдвижных ящика. Богатый резной цветочный декор повторяет ритм конструкции шкафа и удивляет эффектной резьбой. Мастера-орнаменталисты адаптировали традиционные европейские акантовые извивы, дополняя их нетипичными для европейского искусства мотивами: бобовым стеблем и усиками (sulur kacang) и цветами люцерны Падди (susu ketam).

 

 

Центральную часть карниза венчает резной львиный маскарон, отличающийся задорным характером и гостеприимным нравом. Цокольная часть украшена тремя резными вазонами, наполненными цветущей люцерной. По-европейски массивные ножки-булочки придают предмету грандиозный масштаб. Шкаф тяготеет к европейской стилистике, включая голландское, португальское и британское влияние, однако наполнен местным колоритом и мастерством. Именно эти факторы привели к появлению уникального дизайна предмета.

 

 

Начиная с XVII столетия, заказчиками подобных монументальных предметов выступали колонизаторы и представители местной аристократии. Для колонизаторов европейская мебель напоминала о родине, а для местных элит гибридные предметы демонстрировали связь с колониальной властью, но при этом сохраняли культурную идентичность. Адаптация предметов к местному климату и материалам, продемонстрировала небывалые компромисс - например, перфорированные спинки стульев для вентиляции.

 

 

В индонезийской культуре тиковые шкафы с барочной резьбой называли «лемари». Их дарили на свадьбы — чем сложнее узор, тем выше статус семьи. В XVIII-XIX веках голландские мастера научили индонезийцев технике «ласточкин хвост» для соединения деталей без гвоздей. Такие шкафы до сих пор служат лучшими образчиками мебельного искусства.

 

 

Автор: Мария Королёва

Редактор: Вероника Мартынова

 

Здесь представлены самые интересные предложения и акции.
Раздел доступен только для членов Клуба Alter Ego Home
Уже зарегистрированы?
Войти
Вступить в клуб Alter Ego Home?
Зарегистрироваться
Регистрация

*поля, обязательные для заполнения

Авторизация
Войти как пользователь социальных сетей: