Представленный буфет выполнен французскими мастерами в 1850-х гг. в бретонском стиле, называемом также «Скульптурной мебелью», «Мебелью с характером», «Необретонской мебелью», или даже «Большой мебелью». Буфет решен как архитектурное сооружение с двухъярусным объемом и обильно декорирован резным декором с тончайшей резной проработкой, возможной благодаря использованию долговечной древесины дуба. Предметы, выполненные в бретонском стиле неординарны, не всегда узнаваемы нашим глазом, однако интуитивно понятны. Именно к этому стремились бретонские мастера, да и все жители Бретани, региона на северо-западе Франции — иметь собственный узнаваемый культурный код, при этом оставаться в рамках существующих тенденций. Этот уникальный стиль, в том виде, который мы видим сейчас, был изобретен с нуля и имеет относительно недавнюю историю.
До 1532 года Бретань существовала как самостоятельное государственное образование, где вплоть до начала XX в. говорили на бретонском наречии. Бретань конца XVII - начала XVIII столетия была чрезвычайно бедным регионом, и ее промышленность, далекая от угольных месторождений, не могла конкурировать с зажиточными областями. Однако потребность заявить о себе у бретонцев всегда существовала. И этому поспособствовало улучшение навигации. Во второй половине XIX века индустриализация и развитие железных дорог существенно повлияли на бретонский мебельный стиль. Приток туристов и их интерес к аутентичной культуре Бретани позволил многим местным ремесленникам почувствовать необходимость и возможность проявить себя. Они совершенствуют архитектонику предметов, делают ее более функциональной, добавляют черты популярных во Франции стилей, создавая легко узнаваемый бретонский стиль. Декоративное оформление предметов через богатую резьбу, сюжетное наполнение, должно было отсылать к образу «сказочной Бретани». Желание объединить родной регион общей визуальной идентичностью, породило набор сюжетов, помещаемых на створках корпусных предметов. Мифы, легенды и сказания Бретани, изображение сцен народной жизни или пейзажей.
В этом контексте большое значение имеет фигура крестьянина, являющегося ключевым персонажем резных сюжетов, он преподносится как простой персонаж, почти святой, который не покидает страну, являясь гарантом безопасных ценностей. В целом все заточено на иллюстрацию добродетельной повседневной жизни, некоего морального идеала: возвращение с поля, семейные сцены, шитье, боулинг, полевые работы и другие бытовые сцены, позволяющие посредством этих образов подчеркнуть идентичность бретонцев.
Персонажи на резных сюжетах всегда одеты в национальные костюмы, что тоже является выражением собственной аутентичности. Существуют десятки разновидностей бретонского национального костюма, они меняются в зависимости от расположения селений и церковных приходов, праздников или времени года. Мужчины, как правило, носили рубаху и короткие, пышные штаны со складками, собранными у пояса — брагу-бра (брет. bragou-braz). С брагу-бра носили гетры из той же ткани. Их голову украшали широкополые шляпы с лентами. Женский костюм отличался большим разнообразием, но как правило, он включал платья, фартуки и кружевные чепцы (куаффы). По его деталям можно было определить не только в какой деревне проживает владелица, но и приблизительно судить о ее возрасте, семейном положении, состоятельности и др. Если женщина выходила замуж в соседнюю область, где носили другой костюм, она ни в коем случае не пыталась одеваться так, как ее новые соседки. Предать чепчик родной деревни и сменить его на новый — на такое никто не решался. Этнографы насчитывают до 1200 разновидностей головных уборов женщин Бретани. Деревянная обувь — сабо, служила бретонским крестьянкам вплоть до середины XX века.
Мебель в бретонском стиле производилась практически до Второй мировой войны. Однако в течение следующих трех десятилетий образ жизни местных жителей стремительно менялся: люди хотели «перевернуть страницу». Эта мебель, ставшая в глазах многих «старомодной», уже не находила места в «современных» интерьерах. А появление первых мебельных магазинов привело к исчезновению плотников и краснодеревщиков, изготавливавших мебель индивидуально.
Перейти в каталог к карточке предмета по ссылке.