Nesting-table — столики-гнезда, как будто вырастающие друг из друга… эти очаровательные столики не просто удобная мебель, это целая глава в истории интерьерного дизайна. Английский поэт-романтик и критик начала XIX века Роберт Саути заметил о них:
«Вы могли принять их за игрушку из-за их стройности и миниатюрного размера, если бы не видели, насколько полезными дамы находят их для своей работы».
Роберт Саути был прав во всем: и в повышенной функциональности столиков и в их женской принадлежности.
Редкое явление для мебельного искусства, но данная разновидность столиков имеет точную дату рождения. В 1803 году британский мастер Томас Шератон описал в своём «Кабинетном словаре» («Cabinet Dictionary») наборы из 3-4 столиков, которые «можно выдвигать друг из друга и использовать отдельно». Благодаря легкому весу и компактности изначально они классифицировались как дамская мебель, идеальная для рукоделия, чаепитий и сервировки. В «Словаре» Шератона столики-гнезда назывались «quartetto» из-за их классической комплектации из четырех позиций.
В переполненных викторианских интерьерах XIX столетия столики-гнезда прижились очень быстро. В повседневности они хранились в встроенном в друг друга виде у стены, занимая мало места. Когда их нужно было использовать, их переставляли в подходящее место. Например, во время чаепития маленький столик должен был быть дополнен стулом. При необходимости на меньший стол ставили игровые доски или сервировали посуду. По окончании чаепития стол убирали обратно на хранение. Несмотря на обилие различных вариантов служебных столов, люди по разным причинам на протяжении XIX столетия все еще предпочитали покупать эти функциональные предметы быта. Как правило, они изготавливались из красного или розового дерева, палисандра.
В последствии дизайн Шератона начали копировать китайские мастера, создавая более декоративные версии для европейского рынка. Китайские краснодеревцы покрывали столики лаком, обилием резьбы и позолоты. Так скромный английский предмет стал символом культурного обмена.
В нашем пространстве представлена китайская разновидность столика-гнезда, выполненная в 1910-х годах из тика. Предмет отличает высокая конструктивная функциональность, надежность и изящное декоративное оформление. Тик (Tectona grandis) — одна из самых ценных пород древесины, веками использовавшаяся в Индо-Китае для создания мебели, кораблей и архитектурных элементов. Ее уникальность состоит в том, что благодаря натуральным маслам (тектину) тик не гниёт даже в условиях тропиков. Высокое содержание терпенов в составе древесины отпугивают термитов и жуков-древоточцев, а плотная структура делает его менее горючим, чем сосна или дуб. Тик мягче дуба, он не крошится, что делает его идеальным для тонких орнаментов. Изящный поясок флорального орнамента в тиковом массиве дарит предмету художественную легкость и выразительность.
Антикварный столик-гнездо 1910-х гг. из коллекции Alter Ego Home.
В XX столетии столы стали доступны в различных вариантах исполнения из таких материалов, как стекло и акрил. В 1920-х представители Баухауса Йозеф Альберс и Марсель Брёйер превратили столики-гнёзда в икону функционализма. Их минималистичные наборы воплощали принцип «форма следует за функцией» — теперь они служили и для бридж-вечеринок и другого повседневного использования. Знаменитый столик Albers Nesting Tables, получивший имя в честь своего создателя Йозефа Альберса, изготовлен из массива дуба и лакированного акрилового стекла. Он представляет собой образец современного дизайна в неповторимых контрастных оттенках.
Albers Nesting Tables
Современные дизайнеры продолжают переосмыслять концепцию столика-гнезда: от скандинавского минимализма до эклектичных версий с этническими узорами. Отчего же они актуальны до сих пор? Ответ прост: экономия пространства, возможность комбинировать высоты, визуальная лёгкость, ну и конечно же, эстетическое совершенство.