Шкаф в повседневном быте и интерьере голландцев периода Золотого века занимал важное место. К выбору его внешнего вида и материалов подходили с большим вниманием, поскольку этот предмет мебели демонстрировал статус хозяина и уровень его материального состояния.
Шкафы размещали на самых видных местах в парадных комнатах, они становились доминантами и центральными элементами интерьеров. Шкафы преимущественно использовались для хранения на их полках домашнего текстиля, предметов одежды и белья. Внутри они снабжались рядом горизонтальных полок, на которых размещались вещи. Для изготовления шкафов использовалась древесина дуба или ореха. Элементы декора нередко делались контрастного черного оттенка, для чего применялась дорогостоящая экзотическая древесина эбенового дерева. Для удешевления производства предмета мастера могли тонировать древесину в более темные оттенки, подражая цвету эбенового дерева.
Страна в XVII веке состояла из ряда провинций, во главе которых находилась крупнейшая из них – Голландия, объединенных в Республику Соединенных провинций. В отдельных провинциях создавались шкафы с определенным типом декоративного оформления.
Рассмотрим особенности некоторых типов голландских шкафов. Многие из них встречаются в собрании нашего антикварного пространства Alter Ego Home.
Beeldenkast
Данный тип шкафа появился в Голландии в XVII веке и носил название «beeldenkast», что в переводе означает – «статуэтки». Ранее филенчатые дверцы фланкировали резные кариатиды, из-за чего данная разновидность предметов получила такое название. Подобные шкафы были очень дорогими из-за обилия резного декора и качества материала. Их обычно помещали в домах на видных местах, чтобы гости могли судить о достатке и вкусе хозяина.
Шкафы имеют один большой объем или делятся ящиками на два. Дверцы традиционно поделены на шесть филенок с резными сценами и декоративными мотивами, помещенными на них. Со временем шкафы претерпевали изменения, некоторые детали упрощались, например, вместо сложных резных кариатид стали помещать более простые и лаконичные колонны. Однако в конструктивном плане поздние шкафы «beeldenkast» продолжали носить черты более ранних предметов.
Антикварный шкаф с резным орнаментом 1850-х гг. из коллекции Alter Ego Home
Подобный тип шкафа сейчас экспонируется в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме. Считается, что он является единственным предметом мебели, дошедшем от великого мастера. Дело в том, что Рембрандт в конце своей жизни практически не имел средств к существованию и почти все имущество художника было распродано в счет погашения долгов.
Дом-музей Рембрандта
Keeftkast
Тип шкафа, производимый в провинции Фрисландия. Имеет двухдверную конструкцию, сверху дополнен лаконичным навершием без дополнительных декоративных элементов. Дверцы фланкируют высокие колонны, а филенки в сверху в аркадах украшает богатый резной декор с изображением архитектурных элементов, ангелочков, птиц и маскаронов. Внутри шкафа помимо горизонтальных полок также могут располагаться в верхней части две распашные дверцы со сквозной резьбой растительного характера с птицами. Название шкафа происходит от двух слов, где «kast» – шкаф, а «keeft» – птица чибис. Вероятно, в богатом резном декоре предмета изображаются именно чибисы, которые и дали название данному типу шкафов.
Интерьер в замке Поптаслот, провинция Фрисландия, Нидерланды Антикварный шкаф в стиле неоренессанс 1830-х гг. из собрания Alter Ego Home
Utrechtse Poortkast
Шкаф, производимый в провинции Утрехт. Имеет двухдверную конструкцию. Филенки шкафа украшают резные элементы в виде арок, которые в верхней части обычно дополнены орнаментами растительного и геометрического характера. Слово «Poort» отсылает к порталам, аркадам, которые используются как главный декоративный мотив при оформлении предмета. Арки имеют сходство и напоминают церковные или городские ворота. Они символизируют как связь земного и духовного, напоминая церковные врата, так и указывают на уровень и статус предмета, потому как подобные арки использовались при оформлении дорогих домов бюргеров и городских ратуш. В живописи часто аркады символизировали переход между частным и публичным пространством бюргерского дома.
Питер де Хох. Интерьер с женщинами у бельевого шкафа. 1663. Рейксмузеум Антикварной шкаф с резными головками 1690-х гг.
Kussenkast
Kussenkast («kussen» – подушка, «kast» – шкаф) – голландский тип шкафа, имеющий две или четыре дверцы. Филенки и боковые стенки предмета традиционно имеют оформление в виде сильно выступающих вперед геометрических профилированных панелей, которые могут быть также оформлены более контрастно по сравнению со всем шкафом. Из-за схожести формы декоративных панелей и их сильного выступания, они имеют некоторое сходство с подушками, а потому шкаф и получил такое название. Шкафы типа kussenkast создают впечатление монументальности, строгости и величественности.
Антикварной шкаф с резными головками 1690-х гг. Дубовый шкаф с контрастными вставками 1910-х гг. из собрания Alter Ego Home
Luiermandskast
Luiermandskast – предмет является типом шкафа на подстолье (Tafelkast). У него традиционно основной объем располагался на изящном подстолье. Tafelkast обычно делался больших размеров.
Luiermandskast – редкая разновидность шкафов, предназначавшаяся для детского белья и других детских вещей. Находился он в комнатах рожениц (kraamkamer), где первое время после родов размещались мать и дитя. Такие комнаты были популярны и нередко делались в домах состоятельных бюргеров, поскольку рождение детей являлось очень важным и частым событием. Может также встречаться другое название данного шкафа – kraamkamerkast. В собрании нашего салона антикварной мебели присутствует похожий предмет, однако немного более крупных размеров.
Чарльз Джозеф Грипс «Любимец прядильщицы» 1866. Частная коллекция Антикварный поставец в духе неоренессанса 1850-х гг. из коллекции Alter Ego Home