Во второй половине XIX века Европа переживала настоящую готическую лихорадку. Архитекторы, художники и декораторы, уставшие от строгости классицизма конца XVIII– начала XIX столетий, обратились к средневековым идеалам — и интерьеры заговорили на языке стрельчатых арок, витражей и мистической символики. Это был бунт против холодного рационализма классицизма и ответ на бездушную машинную эстетику промышленной революции. Однако ирония исторического процесса такова, что неоготика, задуманная как антитеза массовому производству, к 1880-м годам сама стала жертвой индустрии. Тем не менее, в начале пути в основе стиля лежал не просто набор узнаваемых стилистических форм, но и определенный моральный идеал. Для многих (особенно в Англии) готика ассоциировалась с христианским благочестием и «чистотой» дороманского мира. Архитектор Огастес Пьюджин, основатель неоготического направления в английском интерьере, называл ее «стилем веры».
Готическая гостиная в замке Истнор
Неоготических стиль был порождением романтического настроения, царившего в культурных кругах и идеализировавшего прошлое, особенно эпоху рыцарей, соборов и христианского единства. Готика ассоциировалась с духовной чистотой. В XIX веке европейские нации (включая Бельгию, Нидерланды, Германию, Англию) активно искали исторические корни своей культуры. Готика воспринималась как исконно европейский стиль, в отличие от античного классицизма, связанного с Древней Грецией и Римом.
Романтизм оказал глубокое влияние на различные виды искусства, включая мебель. Корифеем неоготической стилистики в декоративно-прикладном искусстве XIX столетия стал англичанин Огастес Пьюджин (1812––1852). Он является автором ряда публицистических сочинений, в которых отстаивал свой оригинальный взгляд на возрождение средневековой стилистики. Готическая образность легла в основу созданной им концепции, породив, так называемый, соборный стиль в интерьере («à la cathédrale», “cathedral style”).
Огастес Пьюджин (1812––1852)
Интерьеры в неоготической стилистике превращались в настоящие театральные декорации: стрельчатые арки использовались не только в окнах, но и в дверных порталах, зеркальных рамах, даже спинках стульев; ребристые своды на потолках имитировали деревянные балками с лепными «нервюрами». В жилых комнатах появлялись окна с витражами с религиозными или геральдическими сюжетами. Эффект замкового полумрака создавали чарующие в своем многообразии многосвечные люстры-«короны» из кованого металла и дерева.
В собрание Alter Ego Home входит необычная люстра, выполненная бельгийскими мастерами в неоготическом стилистике в 1920-х гг. Основание и потолочник люстры выполнены из дуба светлого оттенка. Дуб был излюбленным материалом бельгийских мастеров. От основания отходят шесть рожков из металла, тонированных в черных цвет. Сверху и снизу их украшают кованные вензеля. На краю рожков находятся профитки с рожками, которые имитируют тающие восковые свечи. Традиционно сложные рожки мастерски скрывали технические узлы — механизмы подвеса и стыки конструкций. Основание люстры решено в виде ниш еще для шести рожков. Подобные ниши отсылают к готической архитектуре, где в простенках устанавливались каменные скульптуры. Ниши декорированы трифолием –– символом Пресвятой Троицы в христианстве. Люстра поражает гармоничным сочетанием контрастных цветов и разнообразных материалов. Но главное волшебство заключается в игре света включенной лампы: причудливые тени, отбрасываемые фигурными рожками, создают таинственную атмосферу, напоминающую мерцание факелов в готических соборах. Люстра способна стать театральным светильником, превращающим обычный интерьер в художественное пространство.
Антикварная люстра 1920-х гг.
Украшая дом таким предметом, вы словно добавляете в интерьер фрагмент другой эпохи — эпохи, где вера, идеалы и художественная форма были единым целым. И, возможно, однажды, при её мягком свете, вам захочется открыть роман Вальтера Скотта, поставить музыку Перселла, чтобы не выходя из дома очутиться в прошлом.