Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

История предмета: буфет с антропоморфными резными сюжетами

Французский буфет, выполненный из дуба около 1850-х гг., относится к разновидности буфета с выступом «the step back cupboard». Буфеты с выступом были особенно популярны начиная с середины XIX столетия. Представленный предмет является образчиком крайне сложной резной скульптурной работы. Художник гениально варьирует декоративные мотивы орнаментального репертуара: чечевичку, гильош, розетки. Для каждого личика путти, он создает индивидуальный портрет. Чувство глубокой детализации проявляется также в ликах львиных маскаронов, символика которых уходит в древность. Корень слова «маскарон» — «маска», что в переводе с позднелатинское mаscus, masca — дух, призрак, напоминает нам, что функция маскаронов изначально была сакральная, — они служили щитами и оберегами греческих храмов. Маскарон обязательно должен был смотреть прямо на человека, оказавшегося перед ним, — прямой взгляд отпугивал, завораживал, приковывал. Такие лики не случайно помещали в значимых местах — они смотрелись как щит, прикрывая собою и силою своего взгляда святая святых, а буфеты на протяжении всего XIX столетия являлся объединяющей координатой всего дома. Продемонстрировать свой статус и свое положение в обществе через буфет — очень популярный тренд для XIX столетия. И размещали его в самом заметном месте — в комнате, где принимали гостей.

 

 


Декоративное убранство буфетов, особенно если они были изготовлены по заказу, указывало на достаток и мировоззрение хозяев, их привычки и увлечения. Тематику благополучной счастливой жизни раскрывает акцентная деталь: гирлянда из зрелых плодов, которые являются не только роскошным декоративным акцентом, но и визуальным языком, посланием, которое зашифровал автор данного произведения.


  

Первые художественные изображения фруктов появились более 3000 лет назад во времена Древнего Египта: в гробницах были обнаружены натюрморты с изображением еды. Египтяне верили, что росписи с фруктами станут доступной пищей для умерших в загробном мире.

В искусстве изображение плода несет в себе аллегорический смысл. У фруктов также есть огромное множество религиозных и мифических значений. Как и человеческая жизнь, фрукты являются скоропортящимися и эфемерными, и поэтому многие искусствоведы считают фрукты представлением преходящей природы нашего существования — Vanitas. Когда фрукты на изображениях свежие и спелые, это символизирует изобилие, щедрость, плодородие, молодость и жизненную силу. А вот гнилые плоды служат напоминанием о смертности, неизбежности перемен и, в некоторых случаях, отражением греха и человеческой корысти. 

  

В резные гирлянды, обрамляющие дверцы буфета, гармонично вплетены плоды смоковницы, груши, граната и сливы. Смоковница — одно из устаревших книжных названий фиги, издавна встречающееся в религиозных текстах. Смоковница — одно из самых древних культурных растений, вероятно — самое древнее. В Библии в книге Бытия фиговый листок использовался Адамом и Евой для прикрытия наготы. Смаковница имеет много символических значений, однако на нашем буфете она, прежде всего, плод которого имеет очень много семян — символ изобилия. Гранат, пожалуй, самый интересный для искусства фрукт. Эстетически прекрасная форма этого восхитительного фрукта имеет различные символические представления, а его многочисленные семена делают его символом плодородия. Груша еще со времен Древней Греции груша пользовалась заслуженным уважением. Гомер называл ее пищей богов. Грушевое дерево посвящалось Гере – жене Зевса, хранительнице домашнего очага. Из его древесины вырезались статуэтки богини. Форма груши у греков, да и не только у них, связывалась с любовью и материнством. В христианских странах также не забывали о символическом значении плодов груши. Женственная форма использовалась художниками как аллегория, связанная с праматерью Евой. В некоторых странах грушевое дерево сажается рядом с часовнями, посвященными Богоматери. Считается, что под ним находит отдых Дева Мария, когда спускается на землю.


Перейти в каталог к карточке предмета по ссылке.

 

Теги: