Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

История предмета: комод красного дерева с накладным декором

  • История предмета: комод красного дерева с накладным декором

Комод представляет собой великолепный пример, иллюстрирующий копирование канонических образцов — продуктов той или иной культурной эпохи, однако с применением более современных технологий. Комод выполнен в 1910-х гг. французскими мастерами из красного дерева с соблюдением всех художественных приемов XVIII столетия. Кому как не французским мастерам по силам повторить творения своих предков! С середины XIX века на волне историзма в Европе наметился стойкий интерес к некогда ушедшим стилям. Французские краснодеревцы вдохновлялись историческими формами, отражающими национальную самобытность и создавали предметы, которые резонировали с чувством романтической ностальгии.


Данная разновидность комода называется комод-гробница (“en tombeau”) и представляет собой переосмысление древних саркофагов, датируемых II веком нашей эры. На создание данного предмета краснодеревцев вдохновили римские гробницы и с их объемными формами, изогнутыми линиями, «дутыми» боками и куполообразным фасадом. Первые комоды-гробницы датируются концом XVII столетия и производятся до середины XVIII столетия. 


В 1715 году, после смерти великого короля Людовика XIV знать покинула придворную жизнь в Версале и вернулась в свои замки и апартаменты, вводя таким образом новое, менее церемониальное искусство жизни, которое определило изобретение целого ряда мебели. В этот период комод еще не являлся широко известным предметом мебели, однако включал в себя две типичные модели: «комод-арбалет», изгиб фасада которого напоминает фасад арбалет, и очень популярный в то время «комод-гробницу».

 

 


Декоративное оформление комода отсылает к символике и парадному великолепию, царившему при дворе «короля-солнца» Людовика XIV. Для демонстрации могущества правящего монарха через предметное наполнение был даже заведён специальный департамент, заведующий всеми видами искусств, во главе которого поставили живописца Шарля Лебрена, который должен был стать флагманом нового стиля, получившего в последствии название Большой стиль. Новоизобретённый стиль должен был прославлять могущество монарха. Задача решалась относительно просто: больше массивности, золоченой резьбы и бронзы. Ключевым декоративным мотивом являлся знак «короля–солнца»: лучезарный лик с головой Аполлона, бога света и покровителя искусств, в окружении солнечных лучей. Эпитет «Le Roi Soleil» — «Король-Солнце» издавна выступал символом королевской власти и лично короля до Людовика XIV. Однако именно Людовик возвел его в абсолют.



С 12 лет Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» — придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала. А карнавал в то время — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок («Балет ночи», 1653, Жана-Батиста Люлли) юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца, а в последствии и Аполлона — в балете «Солнечный бог», 1654. Так, солярная символика, украшающая боковины комода из нашего собрания, получила по-настоящему широкое распространение именно при Людовике XIV.


  


Цельность художественного решения комода поддержана столешницей из красного мрамора Rouge royal с включениями фрагментов ископаемых морских организмов, с жилами и пятнами неправильной формы серого и белого кальцита.


Перейти в каталог к карточке предмета по ссылке.


 

Теги: