Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Как алхимик открыл «белое золото», или история немецкого фарфора

  • Как алхимик открыл «белое золото», или история немецкого фарфора

Поиск европейцами рецепта изготовления столь восхищавшего всех китайского фарфора не приносил успеха вплоть до начала XVIII столетия. Как и многие открытия, оно произошло случайно: блистательный немецкий алхимик Бёттгер искал способ получения золота. Он использовал формулу тонкой красной каменной массы и усовершенствовал ее с помощью саксонской глины.

 

Август Сильный, король Польши и курфюрст Саксонии, основал в 1710 году в майсенской крепости Альбрехтбург близ Дрездена Королевскую фарфоровую мануфактуру. Там изготовлялись высококачественные изделия, которые почти полвека считались лучшими в Европе. Хотя другие германские земли также обзавелись фарфоровыми фабриками, первенство оставалось за Майсеном. «Фирменным» клеймом стали скрещенные шпаги (или мечи).

Вместе с гладкой белой глазурью, не уступавшей своей чистотой ни китайскому, ни японскому фарфору, на Майсенской мануфактуре был также разработан собственный декоративный стиль с мотивами шинуазри, Deutsche Blumen (немецких цветов), сельских и портовых сценок, охотничьих сюжетов, батальных сцен и геральдики.

 

Необыкновенному успеху Майсена способствовали талантливые художники, дизайнеры. Своими успехами мануфактура во многом была обязана приходу живописца и технолога росписи фарфора Иоганна Грегора Херольдта, расширившего и ассортимент фарфора, и его цветовую палитру. С 1730 года репутация Майсена упрочилась благодаря умело моделированным и мастерски расписанным фигуркам работы Иоганна Кендлера.

 

Помимо статуэток и Кендлер и его команда создали множество обеденных, чайных и кофейных сервизов и украшений для стола. К 1730 году майсенский фарфор начинает пользоваться невероятной популярностью, однако после 1760 года первенство переходит к Севрской мануфактуре во Франции.

 

К середине XVIII века другие германские государства основывают фарфоровые мануфактуры: самые значительные находились в Нимфенбурге, Хехсте, Франкентале, Берлине, Людвигсбурге и Фюрстенберге. Хотя посуда и мелкая пластика во многом повторяют майсенский фарфор, каждая фабрика вырабатывает свой характерный стиль, используя определенные твердые пасты. Не обходится и без подражания: художники с щегольством воспроизводят барокко и рококо начала XVIII века. В конце XIX-начале XX века по крайней мере 49 фарфоровых мастерских в Дрездене копируют майсенские изделия. Самые известные – фабрика Тиме в Потшаппеле и работы художницы по фарфору Хелен Вольфсон, специализировавшейся на росписи ваз, чайной и кофейной посуды.

 

В коллекции Alter Ego Home представлено несколько экспонатов немецкого фарфора. Здесь и детализированные фигурки, и настольная лампа, и посуда.

 

Первый экземпляр – миниатюрный чайничек с традиционным синефигурным орнаментом. Белоснежная поверхность искусно расписана вручную растительными мотивами. Ручка также выполнена из фарфора и крепится к емкости ажурными шарнирами, выполненными из латуни в виде волютных завитков. Венчает композицию круглая крышечка с ручкой в форме цветочного бутона. Ориентировочная дата изготовления – 1900-е годы, прекрасная сохранность.

 

Другой представитель немецкого фарфорового искусства – очаровательная пара статуэток: девушка и юноша в традиционных нарядах. Благородная композиция окрашена в нежные пастельные тона, необычная особенность – покрытие из матовой глазури. Предметы приблизительно датированы 1930-ми годами и демонстрируют первозданный внешний вид без сколов и трещин.

 

Приглашаем познакомиться с полной коллекцией фарфора в наш шоу-рум на Кожевенной линии, 30. Мы открыты каждый день с 9:30 до 20:00!