Штурвалы в истории мореплавания
Считается, что впервые штурвалы стали использоваться на голландских торговых судах – флейтах. Первое подобное судно вышло в открытое море в 1595 году. Его сконструировал мастер-корабел Питер Янсзон Лиорн из городка Хорн. До массового появления рулевого колеса на плавательных средствах применялись лишь румпели. На флейтах такие рычаги управления перестали быть эффективными. Массовое появление рулевого колеса на плавательных средствах началось после 1664 года, и, опять же, произошло это благодаря голландскому судостроению. В тот год свершился зрелищный выход в море военного корабля «Королева Екатерина», оснащенного 100 пушками. О голландском происхождении штурвала говорит само название рулевого колеса: «stuur», что переводится с голландского как «руль», и «wiel» – «колесо».
Голландский флейт XVII века
Как управлять штурвалом?
Управление штурвалом нельзя было назвать легкой работой. Из-за громоздкой конструкции и крайне ненадежных блоков вести корабль приходилось вдвоем, а для больших судов требовалась команда из четырех человек. Со временем конструкция штурвалов модернизировалась. В XIX веке управлять судном стало проще за счет внедрения рулевых машин и уменьшения диаметра колеса.
Английский штурвал конца 19 века из коллекции Alter Ego Home
В родном Отечестве
В отечественной истории строительство флейт связано и с именем Петра I. Именно он основал в бассейне Ладоги первую судостроительную верфь на реке Сясь. На постройку каждого судна выделялось 50 плотников, 60 работных людей пеших и 60 с лошадьми, 20 кузнецов. Всего на Сяськой верфи с 1702 по 1706 гг. было построено 48 судов, из них 2 флейта. Сяськую верфь постоянно затапливало во время дождей, в итоге ее было принято упразднить, а все работы перенести на Олонецкую верфь.
Штурвал – как предмет интерьера
Декоративный штурвал из собрания Alter Ego Home отсылает к атмосфере тех далеких романтичных времен и является символом свободы, величайших открытий и приключений. Штурвал датирован 1890-х гг.