Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

1000 лет истории: открываем сундук и его тайны

  • 1000 лет истории: открываем сундук и его тайны

До XVII века главным вместилищем домашних вещей и утвари был сундук. Это один из самых древних предметов мебели. Древние египтяне хранили в нем ткани и драгоценности. В Европе примитивная конструкция выдолбленного из массива дерева сундука сохранялась до XIV века: в 1320 году в Германии была изобретена двуручная пила, которая дала возможность получить тонкие доски вместо тесаных из бревен. Сундуки стали делать из планок, соединенных железными или деревянными гвоздями. Прочность усиливалась благодаря металлическим «лентам», которые устанавливали по периметру предмета и украшали декоративными завитками, замками и накладками.

 

В Средневековье он приобрел особую важность во многих богатых домах, где использовался не только для хранения, но и как стол, скамья и ложе. Конструкция сундука варьировалась: от коробов с крышкой, поставленных на опоры, до изящных предметов с богатой резьбой. Тогда мастера работали только с местной древесиной. В Европе и Англии мебель делали из дуба – самого доступного в то время материала, к тому же не поддающегося гниению и жуку-точильщику.  

 

В средневековых домах ожидаемо было холодно и сыро, вне зависимости от статуса владельца, поэтому мебель приходилось приподнимать над уровнем пола, чтобы она не прогнивала. По этой причине сундуки часто делали со ступеньками-подпорками наподобие ножек. С помощью резца и зубила краснодеревщики покрывали фасад предмета резным декором. В период готики, например, орнаментом выступали стрельчатые арочные формы, берущие начало из архитектуры соборов, а также четырехлистники-квадрифолии и фигурные изображения святых.

 

В английских документах XV века сохранились упоминания о так называемых «фландрских сундуках», сделанных в Голландии и Бельгии. Они отличались резьбой, имитирующей сложенное белье. «Тилтингские» сундуки из Англии и Франции украшали фигурками сражающихся рыцарей в доспехах.

 

В Италии лаконичные по виду предметы простолюдины ставили попарно возле кровати: с помощью такой стилизованной «лестницы» забираться в высокое семейное ложе было проще. Отдельный вид искусства – итальянские свадебные сундуки, которые подчеркивали высокий статус семей, решивших соединить себя узами брака. Их украшали гербами обеих семей и сценами любви. На боковых сторонах предмета устанавливались железные ручки: с их помощью в сундуке переносили приданое невесты в дом будущего мужа.

 

Процветали специализированные мастерские, где можно было заказать, как сейчас бы сказали, авторскую мебель по индивидуальному эскизу. Самой модной среди итальянцев считалась мануфактура Аполлонио Джованни во Флоренции. Передние панели предметов расписывались, как иконы, темперой – смесью яичного желтка и пигмента. Вдохновением для изображений становились романтические сцены и библейские сюжеты. Другим видом украшения становилась инкрустация, при которой резной рисунок каркаса заполнялся элементами из фруктовых деревьев, тиса и оливкового дерева, отличающихся по цвету.

 

XVII век и процветающий стиль барокко наложили отпечаток и на производство мебели. Оформление становилось более вычурным и нарядным. Сундуки украшались обильной резьбой с фигурками негров и кариатид, амуров и богов, орлов и дельфинов, фруктов и растений в роскошных садах, волютами и раковинами.

 

Вообще, итальянское искусство производства сундуков и мебельных форм на их основе заслуживает отдельной статьи. Италия подарила нам кассоне и кассу-панку, некоторые из них чудом дошли до наших дней, и нам даже удалось найти и привезти пару таких предметов. Ценители уникальных вещиц нашлись быстро, и долго они в шоу-руме не простояли. О них мы поговорим в следующих выпусках, а также о том, какое изобретение совершило прорыв в дизайне мебели, и почему в XVII веке сундук трансформировался в комод.