В продолжение темы детской мебели, нельзя не упомянуть знаменитого нидерландского дизайнера Геррета Ритвельда, участника художественной группы «Стиль», известного своими архитектурными работами и культовым «красно-синим» стулом. Знаменитый стул спроектирован в 1918 году и выделяется стандартной цветовой палитрой и сочетанием ярко выраженных горизонтальных и вертикальных плоскостей. Однако в свете нашей «детской» темы этот стул интересен тем, что он послужил прообразом будущего детского стульчика Ритвельда. Положив в основу легендарный «красно-синий» стул, Геррит Ритвельд создал шикарные, минималистичные и функциональные стульчики для кормления, которые сочетали в себе функционал и стиль.
Красно-синий стул Грета Ритвельда, 1918 г.
Высокий детский стульчик Геррита Ритвельда
«Зиг-заг» для детей Г. Ритвельда
Следующим шагом в дизайне детской мебели стало конструирование столов и стульев из стальных труб и гладких плоскостей. Автором идеи стал Марсель Брейер. Отличительной особенностью его мебельных образцов являлись легкость и компактность, что способствовало их широкому использовалась в школах и детских садах II-й четверти XX столетия.
Стальная мебель Марселя Брейера
Революционный сдвиг в меблировке детских комнат наметился в 1923 году, когда был достроен Haus am Horn, жилой дом в Веймаре (Германия), спроектированный Георгом Мухе. Дом был построен для выставки Bauhaus Werkschau (англ. Work show), которая проходила с июля по сентябрь 1923 года. Это было первое здание, основанное на принципах дизайна Баухауза, которые произвели революцию в архитектурном и эстетическом мышлении и практике 20-го века. При этом под детские было отведено отдельное крыло, меблированное детской мебелью, спроектированной Альмой Бушер. Ансамбль состоял из минималистичных шкафов и разноцветных коробок, которые ребенок мог расставить по своему усмотрению. Это был один из первых случаев, когда характер и функция мебели зависели от творчества и независимости ребенка.
Детская комната в Haus am Horn, 1923 г.
Следующим шагом к утверждению независимости ребенка, а, следовательно, к распространению специализированной детской мебели, стала научная педагогика Марии Монтессори 1930-х гг. Благодаря своим исследованиям и экспериментам Монтессори была убеждена, что дети нуждались в мебели подходящего размера. В своей книге «Открытие ребенка» Монтессори описывает ключевые требования к детской мебели: устойчивые столы разной формы, настолько легкие, чтобы их могли переносить 4-х летние дети, легкие и красивые стулья, сделанные из соломы или дерева, которые представляли собой миниатюрную копию взрослых стульев. Таким образом, учения Монтессори привели к многочисленным усовершенствованиям детской мебели, которые способствовали безопасности детей, их самостоятельности и развитию. Более того, методы Монтессори способствовали созданию комфортной учебной среды.
Класс, спроектированный по системе М. Монтессори
Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королева