Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Дорогие друзья! Мы расширяемся и наш Салон в Санкт-Петербурге переехал в новое пространство! Наш адрес не изменился, мы по-прежнему находимся на Кожевенной линии д.30, но теперь на 3-м этаже в "Доме с Башней". Приходите, ждём в гости в новом месте!

История одного предмета: фисгармония, или младшая сестра органа

  • История одного предмета: фисгармония, или младшая сестра органа

Новая поставка антиквариата преподнесла сотрудникам и гостям Alter Ego Home настоящий сюрприз: старинный музыкальный инструмент, название и принцип работы которого не определялись с ходу. Кто-то предположил, что это миниатюрный орган, судя по глубокому звучанию и педалям, нагнетающим в механизм воздух. Другим вариантом стал клавесин. Ни то, ни другое не оказалось правдой. Точно было ясно только одно: это не фортепиано, несмотря на внешнее сходство корпуса и наличие традиционных черных и белых клавиш.

 

Экскурс в историю музыкальных инструментов и всемогущий Google показали: перед нами настоящая немецкая фисгармония. Название инструмента произошло от греческих слов «pusa», что значит «кузнечный мех» и, собственно, «armonia» - гармония. В том виде, в котором мы знаем её сейчас, фисгармонию запатентовал француз Дебен в 1840 году, хотя изобретена она была еще в самом начале XIX века и с годами совершенствовалась. Принцип работы схож с органом: звук появляется благодаря движению металлических язычков, которое происходит за счет потоков воздуха. Отсюда и второе название инструмента – «язычковый орган». Так же, как у «старшего брата», у фисгармонии есть регистровая панель, которая регулирует динамику звука, ножные педали и боковые створки для коленей музыканта. В общем, полный набор для нескучного вечера человека, способного побить Цезаря в многозадачности.

 

На заре своего существования инструмент получил распространение в конфессиональной области: не все католические приходы (тем более, географически отдаленные от европейских производств) могли позволить себе полноценный орган и его транспортировку.  Зато инвестиции прихожан в индульгенции и надежды на финансовое решение вопросов духовных, позволяли церкви приобретать менее затратный аналог. Фисгармония отлично справлялась с нуждами людей, жаждущих услышать «шёпот Господа в сердце своём» благодаря полному и богатому звучанию и неограниченному времени удержания звука. Кроме того, инструмент неприхотлив в эксплуатации и уходе, не теряет свои качества в условиях недружелюбного российского климата и не фальшивит, что бы ни случилось.

 

Миряне прикасаться к прекрасному и услаждать свой слух богоугодными мелодиями стали чуть позже – в конце XIX-начале XX века. Редчайший на данный момент инструмент ещё каких-то 100 лет назад встречался практически в каждой зажиточной семье и становился центром притяжения на любой светской вечеринке.

 

Почему редчайший? Потому что по органной культуре проехал каток революции, атеизма и богоборчества. Инструменты уничтожались вместе с церквями, с интеллигенцией, способной оценить музыкальную ценность, да и в принципе с культурой как таковой. Не повезло и органистам: кто не был расстрелян – почил в сибирских лагерях.  

 

Именно поэтому мы не могли пройти мимо этого инструмента: помимо потрясающего звука, очищающего душу от скверны, фисгармония отличается эстетической красотой и трагической судьбой. Найти такой экспонат практически невозможно: сейчас посмотреть на диковинку можно разве что в городе-музее Одоеве в Тульской области. И у нас, конечно.

 

Здесь представлены самые интересные предложения и акции.
Раздел доступен только для членов Клуба Alter Ego Home
Уже зарегистрированы?
Войти
Вступить в клуб Alter Ego Home?
Зарегистрироваться
Регистрация

*поля, обязательные для заполнения

Авторизация
Войти как пользователь социальных сетей: