Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Как зарождался интерьерный дизайн? Объясняем на примере трех Адамов.

  • Как зарождался интерьерный дизайн? Объясняем на примере трех Адамов.

Что может столь красноречиво рассказать о престиже и положении в обществе, как не интерьер, в котором мы живем? Это «золотое» правило самопрезентации прекрасно знали все аристократы, поэтому с большой охотой поддерживали модные тенденции в дизайне интерьера. История искусств нам настойчиво напоминает, что Большие стили зарождались с опорой на Античность. Так возник Ренессанс, Классицизм и Неоклассицизм. В рамках Больших стилей, в свою очередь, всегда возникали региональные самобытные направления. Таков был стиль Адама, получивший распространение в Англии в XVIII столетии. Стиль назван в честь его основателей – трех братьев Адамов: Роберта, Джеймса и Уильяма.

Братья Адамы работали в стиле Неоклассицизм, дополнив классические каноны оригинальным применением ордерной системы, колонн и орнаментального декора. Кроме того, Джеймс Адам предложил собственную теорию «движения в архитектуре» (Мovement in architecture), основанную на собственных исследованиях античности. Идея заключалась в сопоставлении размеров помещений и декоративных декораций. Примечательно, что братья Адамы одни из первых начали разрабатывать архитектурные проекты «под ключ». Одной из выдающихся особенностей интерьера Адамов является то, что все, даже мельчайшие детали, были частью единой схемы, созданной архитекторами: планировка комнат, акцентные декоративные потолки, общность орнаментального декора интерьера и мебели – все это позволяет говорить о появлении понятия ансамбль, ранее не характерном для искусства интерьера.

 

Эскизы комнатного убранства Адамов
Эскизы комнатного убранства Адамов

 

Старший из братьев, Роберт, познакомился с классической архитектурой во время поездки по Италии и Франции. Там он близко подружился с великим архитектором, рисовальщиком и гравёром Джованни Баттиста Пиранези, во многом повлиявшим на становление Адама как архитектора. Когда Роберт вернулся в Англию, совместно с младшим братом Джеймсом он организовал проектное бюро «Адельфи», которое прославилось проектированием и изготовлением предметов интерьера. После реализации ряда успешных проектов и реконструкции старых особняков, в 1762 году Роберт Адам был назначен придворным архитектором английского короля Георга III.

 

Стул братьев Адамов

Стул братьев Адамов

 

Мебель по проектам Адамов включала стулья, сундуки, корпуса часов, шкафы, обеденные столы, диваны и многое другое. Мода того времени во многом диктовала использование красного дерева для изготовления мебели. Но больше всего Адамы любили использовать атласное дерево, относительно новый материал, который братья активно популяризировали и который хорошо подходил к их стилю. В исключительных случаях, чтобы подчеркнуть торжественность обстановки, фрагменты покрывали позолотой.

 

Консоль, выполненная Адамами
Консоль, выполненная Адамами

 

Любимой формой украшения мебели у Адамов была живопись. Идею расписной мебели они позаимствовали во Франции. Техническим исполнением по проектам Адамов занимались лучшие английские мебельные мастера. Популярными орнаментальными мотивами в декорировке мебели являлись бараньи головы, урны, колчаны и стрелы, медальоны и драпировки. Обязательными элементами были каннелюры, резьба низкого рельефа и деревянная мозаика. Применение деревянной мозаики в технике маркетри в исполнении Адамов было доведено до совершенства. Комнаты, украшенные Адамами, отличались безошибочно. Печать архитектора была на всем: мебель, убранство и каждая деталь снаряжения указывали на общий характер и высокообразованный, ученый вкус авторов.

Наследие Адамов до нас почти не дошло, однако многие мебельные мастера на протяжении последующих столетий использовали характерные приемы при проектировании предметов мебели.

Так, в блестяще выполненном гарнитуре красного дерева 1910-хх гг. из собрания нашего салона использованы спинки в форме медальона с характерными для Адамова стиля переплетениями сквозных профилей. Ножки в виде сужающегося книзу пилона с каблучками поддерживают общую изящную тектонику предмета и также являются типичными для предметов неоклассической стилистики. Гарнитур демонстрирует актуальность и по сей день некогда предложенных шотландскими архитекторами нововведений и универсальность подходов.

 

кресло с овальной сквозной спинкой и мягким сиденьем 1910-х гг.

Кресло с овальной сквозной спинкой и мягким сиденьем 1910-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home.

 

Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королева