Курульное кресло – один из самых удивительных предметов мебели. Из всей античной мебели именно форма складного кресла, предназначенного для сиденья, продолжала жить ещё многие века после своего появления и широко распространилась по всему миру. Прототип этой модели мы видим на греческой вазовой живописи, датированной ещё V веком до нашей эры. В Греции этот стул употреблялся в быту и носил название «дифрос окладиос». Конструкция с перекрещивающимися под сиденьем ножками была складной.
В Древнем Риме кресло этого типа именовалось «sedia curulis». Оно предназначалось только для консулов, преторов, эдилов и других должностных лиц. Материалами изготовления становились благородные бронза, медь и даже слоновая кость, и по римскому обычаю его всюду носили за обладателем. Предмет являлся сакральным символом власти: считалось, что только сидя на нем можно творить суд и расправу над виновными. Кстати, Юлий Цезарь стал первым правителем, для которого сделали кресло из чистого золота.
После заката Римской Империи модель трансформировалась, и на исторической сцене появляются модификации с названиями-отсылками к персоналиям: «дантеска» и «савонарола», но о них мы поговорим в следующих выпусках :)
Благодаря легкости в переноске курульное кресло полюбилось и средневековым феодалам во время военных походов, но делали его уже из деревянных досок. По этой же идеальной в своей простоте схеме делают переносные сиденья для рыбаков и художников в наши дни. Вспомните, как выглядит режиссерское кресло!
В XVI веке конструкция становится изящнее: ножки имеют плавно изогнутую форму, внизу и вверху по бокам они соединяются перекладинами для прочности. Сиденье образует не вкладная доска, а натянутая между стойками ткань. Дополнительное удобство достигается благодаря появлению спинки, подушечки и скамейке для ног.
В XVII столетии в Голландии курульные кресла продолжали использовать в качестве утилитарного сиденья, а в Англии, Франции и Германии находили применение в основном в различных церемониях и церковном убранстве. Кресла становятся ещё удобнее благодаря обивочным материалам. Предметы часто обиваются бархатом или обработанной и позолоченной кожей, которые закрепляли с помощью больших декоративных гвоздей с медными головками. Спинки стульев традиционно завершались резными головами львов.
Новую волну популярности кресло получает во времена расцвета ампира, когда Империя и Рим вновь становятся образцами для подражания. Предмет становится рядовым предметом обихода, но теряет свою главную изюминку – складной механизм и мобильность.
За годы работы в коллекции Alter Ego Home побывало несколько курульных кресел разных эпох, из разных стран и материалов изготовления. Каждое – неповторимо, и большая часть уже украшает интерьеры новых обладателей. Но пара экземпляров ещё в ожидании: старинный экспонат из Голландии и его не менее возрастной итальянский коллега.
Первый – образец классического стиля. Выполнен из традиционного для европейских краснодеревщиков конца XIX века материала – массива дуба теплого медового оттенка. Спинка обита бархатным материалом нежного кремового цвета, на сиденье – контрастная подушечка в гранатовой обивке. В качестве декоративных элементов – резьба с растительными мотивами, навершия по боковым сторонам – львиные маскароны. Анималистичную тему продолжает сюжет на спинке кресла – змеи, извергающие пламя. Уникальность второго заключается в сиденье и спинке из бычьей кожи, которые сохранили тисненый орнамент.
Почувствовать себя римским магистратом можно ежедневно в стенах нашего шоу-рума на Васильевском острове! Ждём вас каждый день, с 9:30 до 20:00 на Кожевенной линии, 30 :)