Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Дорогие друзья! Мы расширяемся и наш Салон в Санкт-Петербурге переехал в новое пространство! Наш адрес не изменился, мы по-прежнему находимся на Кожевенной линии д.30, но теперь на 3-м этаже в "Доме с Башней". Приходите, ждём в гости в новом месте!

«Квадратный Хоффманн» – адепт геометрического дизайна начала XX в.

  • «Квадратный Хоффманн» – адепт геометрического дизайна начала XX в.

 

История искусства знает немало попыток «возвысить» декоративно-прикладное искусство до ранга изобразительного. Наиболее яркие эксперименты пришлись на последнюю четверть XIX – начало XX столетия. Об опыте английских художников из группы Arts&Crafts («Искусств и ремесла») и их попытке вернуться к средневековым способам производства мы рассказывали в предыдущих постах. Сегодняшняя публикация посвящена австрийскому архитектору Йозефу Хоффманну (Josef Hoffmann), которого еще при жизни прозвали «Квадратный Хоффманн» за его приверженность к геометрическим формам и математической ясности в своих проектах.

 

Йозеф Хоффман
Йозеф Хоффман (1870-1956)

Йозеф Хоффманн и Эпоха

Йозеф Хоффманн (15.12.1870 – 07.05.1956) на протяжении всей своей карьеры демонстрировал необыкновенный творческий диапазон: от причудливости первых работ в стиле ар-деко до фирменных геометрических линий и функциональной ясности его поздних творений. Огромное разнообразие дизайнов, созданных Йозефом Хоффманном, демонстрирует универсальность и индивидуальность, редко встречающуюся на творческом пути одного дизайнера. Во многом это обусловлено тем, что Хоффманн стремился привнести психологический портрет заказчика в неодушевлённые предметы (мебель, предметы быта, украшения), что не позволяло им повторяться.

 

Санаторий Пуркерсдорф
Санаторий Пуркерсдорф, Вена (1904-1906). Источник: wikipedia
 

Йозеф Хоффманн был одним из идейных вдохновителей и теоретиков Венского Сецессиона – сообщества художников и архитекторов, приверженных созданию архитектуры, искусства и текстиля, доступных массам. Группа отстаивала абстрактный и функциональный дизайн, а не преобладающие консервативные исторические влияния того времени, и проектировала здания как полноценные произведения искусства, в которых архитектура и мебель работали в гармонии. 

Предприятие художников и ремесленников Wiener Werkstätte

В 1903 году вместе с Коломаном Мозером и банкиром Фрицем Верндорфером, Хоффманн реализовал Wiener Werkstätte – предприятие художников и ремесленников, работающих вместе над созданием всех элементов целостного произведения искусства, или Gesamtkunstwerk. Их принципы были во многом схожи с уже упомянутым движением «Искусств и ремесел». Хоффманн разработал для Wiener Werkstätte множество разнообразных объектов: мебели, стекла, металлоконструкций, фарфора и текстиля и т.д. Некоторые из них, например кресло Sitzmaschine, являются визитной карточкой дизайнера.

Лучшие проекты дизайнера Хоффманна

Кресло Sitzmaschine, или «машина для сидения», было разработано Хоффманном для санатория Пуркерсдорф в Вене, созданного по его собственному проекту. Санаторий был одним из первых важных заказов, предоставленных Wiener Werkstätte. Ясная конструкция и упрощенные формы Sitzmaschine явно отсылают к креслу Morris, впервые разработанному английским дизайнером и художником Уильямом Моррисом в конце 1860-х годов. Вариант Хоффманна включает в себя сочетание декоративных и структурных элементов, типичных для стиля Wiener Werkstätte: графичный дизайн, петли из гнутого дерева, образующие подлокотники и ножки, а также ряды ручек для регулировки спинки.

 

Кресло Уильяма Морриса   Кресло Хоффмана
Кресло Morris, разработанное в 1860-х гг. и кресло Sitzmaschine от Хоффмана

 

Еще одним примером строгих геометрических линий и квадратичной темы Хоффмана является культовое кресло Kubus. Разработанное в 1910 году, оно было представлено на Международной выставке, проходившей в Буэнос-Айресе по случаю столетия независимости Аргентины. Кресло Hoffmann Kubus одновременно безупречно и функционально: его мягкие кубики, обтянутые толстой итальянской кожей, тщательно прошиты, что обеспечивает безупречную отделку и комфорт.

Кресло Kubus

Не менее известен барный стул из гнутого бука, спроектированный Йозефом Хоффманном в 1930 году. Неподвластный времени, современный дизайн придает стулу исключительный комфорт и легкость. Хоффманном предусмотрены вариации спинки из ротанга и мягкой обивки.

 

интерьер бара
Интерьер бара в кабаре Fledermaus, 1907. Источник: https://www.interior.ru/education/geroi-dizaina/9876-iozef-hoffmann-shag-v-dizain-xx-veka.html

 

Большая часть дизайнерских разработок Хоффмана до сих пор производится. Ярким примером является набор столовых приборов Rundes Modell. Столовые приборы Rundes Modell были разработаны Йозефом Хоффманном в 1906 году и их дизайн полностью соответствует принципам дизайна Wiener Werkstätte: функциональность и практичность в сочетании с изысканной обработкой материалов. Первоначально эта серия производилась из серебра, в современности она изготавливается из высококачественной нержавеющей стали.

 

 

Предметы интерьера, созданные Хоффманном, не теряют актуальности и по сей день и являются желанными в любой музейной коллекции.



Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королёва



Перейти к каталогу антикварной мебели по ссылке

Рекомендуем статью по теме: Мастер английского модерна – Чарльз Ренни Макинтош

 

 

Теги: