Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Внимание! Открылся наш новый антикварный салон в Москве! Более 500м2 красоты в наличии!!! Звоните! Приходите! Ждём в гости!

Мебельный стиль голландских моряков

  • Мебельный стиль голландских моряков

В коллекции антикварной мебели Alter Ego Home, включающей разнообразные образцы европейского мебельного искусства, имеется ряд предметов, выполненных в малоизвестном в России стиле Хинделупен (Hindeloopen). Стиль Хинделупен относится к  одной из форм народного нидерландского искусства, который зародился в XVII столетии в северной провинции Фрисландия. Образцами этого стиля служат предметы гарнитура, включающего колыбель, пеленальный комод, два стула и столик.

 

 

 

 

 

 

 

Колыбель с откидными бортиками,

Голландия, первая половина XX столетия      

 

 

Пеленальный комод с бортиками

Голландия, первая половина XX столетия

 

 

Предметы гарнитура выполнены в единстве стиля и декоративного оформления, их конструкции присуще современное удобство . Вся поверхность предметов покрыта глухим красочным слоем терракотово-красного цвета с цветочным полихромным рисунком. Предметы отличаются аутентичностью, артистизмом, задором и  одновременно являются материальным воплощением духовного наследия страны. Трудно не отметить  близость декоративной живописи Хинделупен к эстетике русских национальных мотивов северодвинской росписи. И это не случайно. Если обратиться к истокам зарождения стиля Хинделупен, можно отследить между ними генетическую взаимосвязь.  

Название стиля Хинделупен произошло от имени небольшого одноименного города, расположенного на берегу озера Эйсселмер. Близость города к Северному морю определила профессиональную занятость мужской части его населения: практически все местные мужчины на протяжении нескольких столетий были морскими купцами, моряками и рыбаками. Морские купцы Хинделупена активно вели торговые отношения с представителями стран-членов Ганзейского союза (вступили в 1368 г.). Из заморских путешествий по Северному и Балтийскому морю они привозили деревянные предметы восточного декоративно-прикладного искусства, ситец и фарфор. Благодаря этой торговле они познакомились с народной живописью стран Балтии, Скандинавии и Крайнего Севера России. 

 

Миниатюрные рождественские сани, расписанные в норвежском национальном стиле Rosemaling. Стиль Rosemaling зародился в 1750-х гг. и оказал значительное влияние на формирование стиля Хинделупен.

Лукошко. 1920-е гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноборский район Архангельской области

Государственный Русский музей

 

Эти контакты во многом определили внешний вид стиля Хинделупен: разноцветная мебель и предметы быта, разрисованные цветами, птицами и гирляндами. Во времена непогоды и штормов, морякам приходилось подолгу пребывать на суше и тогда, чтобы скоротать время и заработать немного денег, они обращались к рисованию. Первые живописные опыты в стиле Хинделупен следует рассматривать как попытку местных мастеров сымитировать изделия из фарфора, расписывая дерево аналогичными узорами. Со временем, к XVII столетию сформировался тип традиционной народной живописи Хинделупен, который значительно отличается от декоративных тенденций в других регионах страны.

Примечательно, что стиль Хинделупен вариативен, он славился богатством цветового и орнаментального решения. Обусловлено это тем, что моряки не были ограничены рамками одного стиля, каждый художник, в соотвествии со своими эстетическими представлениями и практическим навыками, вырабатывал свою собственную живописную манеру, экспериментируя с цветовым решением и орнаментальными сюжетами. Традиционно в живописи Хинделупен присутствовали не только растительные и цветочные мотивы, также библейские, аллегорические сюжеты и голландские пейзажи. Любимыми цветами живописцев были ромашки, маки, розы, хризантемы и тюльпаны.

Живописные навыки фрисландских моряков находили воплощение в росписи интерьеров домов, мебели и предметов быта. Особую популярность живопись Хинделупен приобрела после резкого сокращения национального производства мебели из дуба. Обеспеченные горожане почитали дуб как символ статуса и довольства. Однако по мере его подорожания, в моду вошли сосна и ель, которые стали покрываться сплошной живописной отделкой.

Художественная оттделка стиля Хинделупен отличается стойкостью и долговечностью. Живопись наносится масляными красками. Для фона используются чистые цвета - красный, зеленый, синий; узор, в свою очередь, наносится темным цветом со светлыми теневыми мазками. Традиционно для создания красок использовали только натуральные пигменты.

В период социального и культурного упадка городов фрисландской провинции в XVIII и XIX столетиях интерес к живописи Хинделупен исчез и возродился только к концу XIX века. Во многом это произошло благодаря Всемирной выставке в Париже 1878 года, на которой  от Голландии была представлена комната в национальном традиционном стиле Хинделупен. После оглушительного успеха на выставке в Париже, «голландская» комната объехала весь мир. В этот же период были разработаны дополнительные техники живописи Хинделупен, а именно стиль Роозье (the Roosje Style) и стиль Хаттинга (Huttinga Style). Представленные выше предметы из коллекции Alter Ego Home являются образцами классической росписи Роозье первой половины XX столетия.

 

 

Среди местного населения стиль Хинделупен практикуется и по сей день. В городе действует музей, в котором представлены предметы национального народного искусства Хинделупен.

 

Современная скамья в стиле Ханделупен Роозье, выполненная в одной из старейших мастерских Ханделупена.

 

 

 

 

 

 

         Автор: Мария Королева