Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Дорогие друзья! Мы расширяемся и наш Салон в Санкт-Петербурге переехал в новое пространство! Наш адрес не изменился, мы по-прежнему находимся на Кожевенной линии д.30, но теперь на 3-м этаже в "Доме с Башней". Приходите, ждём в гости в новом месте!

Дизайн интерьера в Пушкинские времена

  • Дизайн интерьера в Пушкинские времена

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель, под влиянием произведений, образа жизни и мысли которого сложилась культурная эпоха, получившая впоследствии эпитет «золотой» век русской культуры. Юношеское становление Пушкина пришлось на сильные политические, социальные и культурные потрясения, связанные с Отечественной войной 1812 года. Первое десятилетие XIX века для Европы и России прошло под знаменем тотального господства наполеоновских вкусов и пришедшего вместе с ним стиля Ампир (1804–1815 годы). Ампир (от французского empire — «империя») стал продолжением классицизма, который заимствовал основные идеи из архитектуры Древней Греции и Рима. Наполеон не желал уступать в своем величии и подаче римским императорам и имперскому стилю сопутствовала атрибутика воинской славы, величия, успеха: орлы, грифоны, сфинксы, щиты, венки - в подчеркнуто утрированном виде украшали архитектурно-монументальные предметы мебели. Излюбленный орнамент в виде пальмет, плетенок, киматия, лавровых венков, пальмовых, лотосных и акантовых листьев отражал направленность ампира на декор греческой и римской цивилизации. Наряду с традиционными античными орнаментами большое значение эмблемам империи Наполеона – заглавная буква N, пчелы – символ трудолюбия, лилии –символ власти, перенятый у Людовика XIV, звезды, орден Почетного легиона, императорские орлы с пучками молний. Сфинксы и фигурки египтянок напоминают о египетских походах императора.
 

Спальня Наполеона в Большом Трианоне
Спальня Наполеона в Большом Трианоне
 

Пчелы на знамени гвардии Наполеона
Пчелы на знамени гвардии Наполеона
 

Пристальное внимание к французской культуре, подражание ей в речи, моде и интерьере, породили неповторимый облик отечественных интерьеров. Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название «Павловский». В этот период мебель привозилась из-за границы, некоторая – изготавливалась местными мастерами. В её декорировке наряду с классическими орнаментами использовались мотивы русских орнаментов. Мебель местного производства отличалась более крупным размером, массивностью, изготавливалась в основном из красного дерева или карельской берёзы и подчеркивала массивность предмета. Чуть позже она отразила европейские влияния: она приобретает большую утонченность и изящество пропорций, тектоника подчёркивается введением тонких медных профилей.
 

Примеры русской мебели в стиле Ампир

Примеры русской мебели в стиле Ампир

 

Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Со временем образцы ампирной мебели разделились на две группы: парадную дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). Пушкинская эпоха справедливо ассоциируется с расцветом русского усадебного ампира в интерьере. Именно описание убранства русской усадьбы зачастую встречается в произведениях поэта.

Для утонченных знатоков мебельного искусства в нашей коллекции антиквариата представлен ряд предметов в имперской стилистике.

Антикварный комплект мебели, состоящий из двух стульев и двух кресел, выполненный голландскими мастерами из красного дерева в первой трети XIX века. Подобный тип мебели для сидения называется «SIÈGES À DOSSIER SCULPTÉ» - мебель для сидения с резной спинкой. Стулья трактованы прямоугольной спинкой с глухим гладким сводом и средником в форме лиры. Мягкая часть стульев и кресел затянута полосатой тканью приглушенных оттенков, закрепленной по периметру обойными гвоздями с фигурными шляпками. Акцентной деталью кресел являются вертикальные устои локотников в виде резных орлов, покрытие патинированным серебром. Один из главных символов ампира – орел, его изображение входит в государственную символику первых европейских держав – Франции, России, Австрии и Пруссии.


Кресло со скульптурными деталями
Антикварное кресло со скульптурными деталями из коллекции салона Alter Ego Home (Артикул: SA1436-1)

 

Упомянутая выше лира также является типичным мотивом эстетики Ампир. Так, она является смысл образующей деталью другого предмета из нашего собрания - столика авторства швейцарских мастеров, выполненного из красного дерева богатого каштанового оттенка с красивой природной текстурой в 1890-е годы. Столик является поздней стилизацией имперского стиля. Прямоугольная столешница со скошенными углами оснащена встроенным выдвижным ящиком со множеством внутренних ячеек, что позволяет отнести его к разряду столиков для рукоделия. Подстолье решено в виде лиры, покоящейся на фигурном изножии. Лира была наиболее значительным струнным инструментом Древней Греции и Рима и зачастую служила вдохновением для мастеров ампира. Столик универсален по функционалу и может быть использован по желанию хозяина.

Другая ушедшая из современного употребления вещь – ломберный столик – стала излюбленным героем пушкинских дневников и поэм. Ломберный столик был постоянным участником семейного досуга в Захарово – подмосковном имении бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, где маленький Пушкин проводил много времени. Описание типичной помещичьей усадьбы можно встретить в записках М.Д. Бутурлина: «Внутреннее устройство было совершенно одинаково везде... В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними тумбочки или ломберные столы. В середине противоположной глухой стены стоял неуклюжий, огромный с деревянною спинкой и боками диван (иногда, впрочем, из красного дерева)…».

Зеркала в помещичьих интерьерах жили на особых условиях: они выполняли не только сугубо служебную функцию, но и расширяли пространство и наполняли его светом. Антикварное зеркало с консолью из нашего собрания выполнено в ампирной стилистике в Швеции в первой половине XX века. В изготовлении предметов применена техника маркетри из махагониевого дерева оранжево-коричневого оттенка. Вертикальные профили рамы в верхней части симметрично декорированы композициями из акротериев и пальметт, в нижней - гирляндами, увенчанными кариатидами, держащими вазы с плодами и цветами. Интарсия на горизонтальных профилях рам эклектична по стилистике: съёмное навершие украшено набором в виде солнечных лучей - дань культу солнца в скандинавской мифологии, нижний горизонтальный профиль декорирован интарсией в виде ритмичной порезки растительного орнамента, разделённой по центру фигурой путти; фронтальная поверхность выдвижного ящика украшена интарсией в виде крылатого путти в окружении растительного орнамента.

 

Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королева.