Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Кристофер Дрессер: дизайн будущего в викторианскую эпоху

  • Кристофер Дрессер: дизайн будущего в викторианскую эпоху

Мы продолжаем в наших заметках обращаться к творчеству английских мастеров: художников, архитекторов, мебельных мастеров, развернувших свою деятельность на рубеже XIX-XX веков, и повлиявших на формирование стиля Модерн, отличавшегося в Англии крайней степенью оригинальности и самобытности. Одним из заметных представителей своего времени стал Кристофер Дрессер (1834-1904 гг.) В истории культуры он вошел в качестве первого независимого промышленного дизайнера в Великобритании. При том, что непосредственно термины «дизайн» и «дизайнер» еще не были широко употребимы.

 

Первое образование Дрессера было в области естественных наук. Дрессер написал несколько книг по ботанике и заочно удостоился степени доктора наук, но главной сферой своих интересов все же выбрал дизайн, которым увлекался с юности. В 1854 году окончил Государственную школу дизайна,  а в 1862 году Дрессер открыл собственную студию в Кенсингтоне в Лондоне. Вообще, он поражал современников очень широким спектром интересов — ученый-ботаник, путешественник, художник, педагог…Естественно-научное образование Дрессера позволило стать отправной точкой для изучения отношения между орнаментом и естественными формами, которое находило отражение в изобретаемых им орнаментах и проектируемых предметах быта. Используя знания в области ботаники, он читал лекции по новому, придуманному им самим предмету — «Ботаника, приспособленная к искусству и художественным произведениям» (сокращённо: Art Botany). Кроме того, дизайн он рассматривал как гармонию Красоты и Истины, при том, что красота —  это в первую очередь строгая логика пропорций и выразительность формы, а истина должна быть найдена наукой. По его мнению, изделие должно служить той функции, ради которой оно выполнено. Этой идеей он предвосхитил деятельность функционалистов. Именно поэтому перегруженную обилием декора викторианскую мебель он презирал, предпочитая заниматься поиском новых форм. Этот поиск привел его к созданию предметов совершенно не типичных для чопорной консервативной Англии. Предметы быта, спроектированные Дрессером, и по сей день поражают новизной форм, материалов и технологий. Он разрабатывал простые по форме, практичные, без лишних украшений предметы домашнего обихода: металлические чайники, посуду из стекла, супницы, тостеры и многое другое. Все изделия минималистичны и сдержанны. Изделия Дрессера экспонировались на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году. Большая часть спроектированных им предметов на настоящий день находится в собраниях различных музеев.

 

Чайник, 1878-79

 

Творчество Дрессера претерпело сильную трансформацию после его путешествия по Японии. Тесная дружба с сэром Генри Коулом, первым директором Музея Виктории и Альберта и организатором общества «Художественных мануфактур» (Art Manufacturers, 1847) привела к тому, что Дрессер был командирован в Японию как представитель Музея Южного Кенсингтона. Задачей Дрессера было исследование декоративно-прикладного искусства, культуры и ремесел Японии, а также собрание коллекции наиболее интересных объектов для музея. После возвращения из путешествия Дрессер начинает экспериментировать с разработкой орнаментов для текстиля, ковровых покрытий и обоев. При создании орнаментов Дрессер тоже опередил свое время, предлагая варианты стилизованного геометрического или природного орнаментов. На тот момент это в значительной мере отличалось образцов, выпускаемых для массового производства, на которых были изображения реальных фруктов, цветов и пейзажей. Для текстиля, ковровых покрытий и обоев, созданных Дрессером, характерна приглушённая цветовая гамма, которую дизайнер считал единственно приемлемой для жилых интерьеров.

 

Ткань, 1873

 

Ваза, 1880

 

Чайник, 1885

 

Мебель, проектируемая Дрессером, также служила манифестом творческого метода автора: функциональность и соответствие материала форме. Дизайн мебели Дрессера выдает его увлеченность искусством Египта, Греции и Японии. В качестве материала изготовления мебели Дрессер использует как из дерево, так и из металл.

Дрессер принципиально проектировал доступную продукцию для среднего класса. Одновременно с созданием предметов быта Дрессер продолжал заниматься теорией дизайна, издав несколько книг — «Искусство декоративного дизайна», «Развитие декоративного искусства на международной выставке» и «Принципы дизайна».

 

Кресло, 1870

 

Стул, 1880-1883

 

Стул, 1870

 

Шкаф-витрина, 1875

 

Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home, искусствовед Мария Королева


Рекомендуем к прочтению: «Квадратный Хоффманн» – адепт геометрического дизайна начала XX в.

 

 

Теги: