Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Дорогие друзья! Мы расширяемся и наш Салон в Санкт-Петербурге переехал в новое пространство! Наш адрес не изменился, мы по-прежнему находимся на Кожевенной линии д.30, но теперь на 3-м этаже в "Доме с Башней". Приходите, ждём в гости в новом месте!

Словарь антикварных терминов: «Н»

  • Словарь антикварных терминов: «Н»

Навершие

Навершие — это верхушка какого-либо изделия (рукоятки меча, посоха) или сооружения (терема, купола). В мебели навершием называется верхний элемент, который зачастую покоится на карнизе шкафов, буфетов, витрин, или же завершает опорные столбы. 


На примере коллекции Alter Ego Home можно убедиться в том, что эта деталь мебели отличается завидным разнообразием. Приведём несколько примеров, характерных для определенных стилей и эпох.
 

1) Вдоль карниза французского буфета середины XIX в. пущен ритмичный ряд резной балюстрады с навершием в виде разомкнутого фронтона.


Буфет  Навершие буфета
Антикварный буфет с резными деталями 1850-х гг.


2) Стилистически кресло тяготеет к эстетике неорококо, что проявилось в капризно изогнутых формах, выборе цвета обивочной ткани и резного декоративного оформления. Кресло имеет спинку-кабриоль с фигурным сводом, мягкое сиденье и царгу в форме арбалета, переходящую в фигурные ножки-кабриоль. Свод спинки украшен резной рельефной композицией цветочного мотива. 


стул в стиле неорококо  навершие
Кресло с резным навершием 1860-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home.


3) По стилистической принадлежности сервант тяготеет к эстетике неоренессанса. Предмет состоит из массивного двухдверного шкафа с двумя выдвижными ящиками и надставленных открытых полок. Задний полик имеет фигурное обрамление из волютообразных завитков и роскошное резное навершие с декоративной резной композицией.


навершие мебели  сервант
Сервант с открытым верхним объемом 1840-х гг.

Нартов Андрей Константинович

Нартов Ан­д­рей Кон­стан­ти­но­вич [1693, Мо­ск­ва – 1756, Санкт-Пе­тер­бург] — российский учё­ный, ме­ха­ник и скульп­тор, «птенец гнезда Петрова».


Нартов Андрей
Портрет А.К. Нартова. Неизвестный художник середины XVIII в. Собрание Государственного Эрмитажа.


В 1705–12 гг. Андрей Константинович обу­чал­ся, за­тем ра­бо­тал в то­кар­не Шко­лы ма­те­матических и на­ви­гац­ионных на­ук в Москве. В 1712 г. он был на­зна­чен лич­ным то­ка­рем Пет­ра I и пе­ре­ве­дён в Санкт-Пе­тер­бург; в 1723 г. был назначен ру­ко­во­ди­телем то­кар­ной мас­тер­ской. В течение 1718–20 гг. Нартов был в заграничном путешествии. С образовательными целями он посетил Прус­сию, Анг­лию, Фран­цию, учил­ся у П. Ва­ринь­о­на в Па­ри­же.


станок Нартова  
Станок копировально-токарный нач. XVIII в. (слева) и станок гильоширный токарно-овальерный 1713-1725 гг. (справа). Собрание Государственного Эрмитажа. Источник: https://collections.hermitagemuseum.org/entity/OBJECT?avtor=1252092491


За свою не очень продолжительную жизнь А.К. Нартов успел стать автором десятка важнейших изобретений. В частности, он изо­брёл и по­стро­ил ряд ме­ха­низированных стан­ков для по­лу­че­ния ко­пи­ро­ва­ни­ем ба­рель­е­фов и про­из­ве­де­ний при­клад­но­го искусства, пер­вый в ми­ре то­кар­но-вин­то­рез­ный ста­нок с суп­пор­том, а так­же мо­нет­ные стан­ки. 

Неорококо

Широкий интерес к прошлому, на основе которого формировалось общекультурное историческое сознание общества, отличал период европейской эклектики или историзма, охватывающий период с 1830-х годов по 1870–1880-е годы. Правящими направлениями в архитектуре и интерьере стали неостили — неоготика, неоренессанс, необарокко и неорококо. 


Шкаф в стиле неоготика  Стол в стиле неорококо
Угловой шкаф в неоготическом стиле и Резной стол с мраморной столешницей в стиле неорококо — коллекция Alter Ego Home
 

Стилистическое решение мебели в эстетике неорококо обусловило сложную архитектонику и витиеватую декоративную отделку. Театральность и чрезмерная декоративность, определенная доля асимметрии, использование кривых поверхностей, золоченых элементов, богатство лепнины — типичные приемы стиля рококо. Термин рококо́ — «щебень, галька, каменные обломки» (уменьшительное от rос — «скала, камень») впервые использовался в конце XVIII в. как юмористическая вариация слова рокайль. Первоначально рокайль понимали только как метод украшения с использованием гальки, ракушек и цемента. Подобный прием использовался для украшения гротов и фонтанов со времен эпохи Возрождения. Со временем рокайльная эстетика вошла во все сферы жизни и получила второе рождение в середине XIX столетия.


рокайль
Антикварный шкаф красного дерева с резным рокаильным навершием 1840-х гг. из коллекции Alter Ego Home
 

Один из ярких примеров стиля неорококо из коллекции Alter Ego Home  — наборный секретер 1850-х гг. авторства нидерландских мастеров, фанерованный орехом богатого коньячного оттенка и украшенный контрастной интарсией цветочного характера. 


секретер
Наборный секретер в стиле неорококо 1850-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home


Антикварный секретер трактован основным объемом с фигурной откидной крышкой, покоящимся на изящно вытянутых ножках-кабриоль, придающих предмету особую легкость и манерность. Интарсия светлого колорита гармонично дополняет облик предмета и подчеркивает его архитектонику. Основной объем оснащен выдвижным ящиком с нависными латунными ручками. 


Рекомендуем материал к прочтению: МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ В СТИЛЕ РОКОКО

Ножка

Мебельная ножка — это нижнее окончание предмета мебели, его логичное завершение на уровне пола, которое выполняет как конструктивную, так и декоративную функции. Разновидность ножек у мебели меньше, чем наверший — внешний облик этих двух элементов, оказавшихся случайно в одном выпуске словаря, зависел как от архитектоники предмета, так и от стиля, и даже от индивидуального почерка мастера. Вновь обратимся к примерам из коллекции Alter Ego Home.
 

1) Ножки-булочки или сплюснотый шар.


Ножки-булочки
Антикварный двухъярусный шкаф в стиле неоренессанс 1850-х гг. 


2) Четыре ножки в виде птичьих лап, держащих шар - излюбленный ход голландских краснодеревщиков.


Ножка в виде птичьей лапы
Шкаф-витрина из орехового капа с фигурным резным навершием 1950-х гг.


3) Квадратные в сечении ножки создают эффект парения и легкости.


Секретер  антикварный секретер
Дубовый секретер 1810-х гг.


4) Ножки-кабриоли на стилизованных львиных лапах.


кресло на львиных лапах
Антикварный кожаный стул с высокой спинкой 1870-х гг. 

Нож-косяк

Известно, что реставраторы пользуются большим количеством инструментов. Среди этого многообразия можно выделить основные — те инструменты, которые постоянно в ходу. Сегодня поговорим немного о ножах.


Одним из популярных и универсальных инструментов в работе реставратора является нож-косяк с односторонней или двусторонней заточкой. Особенность данного инструмента заключается в косом лезвии с углами от 15° до 30°. Углы заточки фаски могут быть разные в зависимости от материала, с которым предстоит работать. В среднем этот параметр может быть от 15° до 20°.


нож-косяк
Ножи-косяки из мастерской Alter Ego Home


Мастера часто работают с различными листовыми материалами такими как кожа, картон, бумага и, конечно, древесина, а именно — шпон. Резание этих материалов должно выполняться очень аккуратно и с высокой точностью. Как раз данную функцию могут выполнять ножи-косяки. Остро заточенным, тонким лезвием происходит подрезка мелких фрагментов. Особенно актуальны такие инструменты при работе с наборным деревом и при реставрации фанерованных изделий. Помимо этого, ножи-косяки очень часто используют для резьбы по дереву и работе с малыми формами. При помощи ножа можно изготовить вставку, выполнить зачистку области, аккуратно подрезать выступающие ворсистые материалы и т.п.


нож-косяк
Реставрационная мастерская Alter Ego Home


В дополнение скажем, что ручки ножей также могут отличаться. Для ножей, которые должны выдерживать серьезную нагрузку, ручка будет более массивной и с кожаной обмоткой. Ножи для мелких работ имеют тонкую ручку, напоминающую карандаш. Все эти качества должны быть учтены мастером, ведь важна эффективность инструмента и комфорт в работе. Такие ножи можно приравнять к хирургическим скальпелям, где лезвие должно быть острым, а сам инструмент — удобным.
 

Рекомендуем материал к прочтению: СТОЛЯРНЫЕ РАБОТЫ НАШИХ РЕСТАВРАТОРОВ


Предыдущий выпуск словаря: Антикварные термины на букву «М»


 

Теги: