Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Дорогие друзья! Мы расширяемся и наш Салон в Санкт-Петербурге переехал в новое пространство! Наш адрес не изменился, мы по-прежнему находимся на Кожевенной линии д.30, но теперь на 3-м этаже в "Доме с Башней". Приходите, ждём в гости в новом месте!

Словарь антикварных терминов: «Ж»

  • Словарь антикварных терминов: «Ж»

Жакоб

Под термином «Жакоб» понимается как династия мастеров, так и рожденный представителями этой династии мебельный стиль – один из самых ярких в XVIII-XIX веках. 

Родоначальником династии и стиля считается Жорж Жакоб – французский мастер, родившийся в 1739 г. в бедной крестьянской семье. В 16 лет он отправился в Париж, где учился у Леона Делануа. Сперва Жакоб подражал мебели в стиле Буль, но совсем скоро его экземпляры приобрели индивидуальный характер, а популярность мастера вышла далеко за пределы Франции. В 1803-м году Жорж Жакоб вместе с сыном Франсуа-Оноре основали мебельную фирму, на которой трудилось более 300 человек.

 

мебель в стиле жакоб
Винтажный комод в стиле Жакоб 1960-х гг.

 

Стилистические особенности мебели «жакоб» – большое число прямых линий, красное дерево и использование латуни в отделке. Образцы этого направления всегда выделялись за счёт сочетания редкого художественного качества с элегантной и простой отделкой. Во второй половине XIX века жакоб стал основным стилем при Российском Императорском дворе. Сегодня эта мебель представлена в крупнейших мировых собраниях, за редкими экземплярами, оказывающимися на аукционах, идёт настоящая борьба коллекционеров и антикваров.

Жардиньерка

Жардиньерка (от фр. Jardiniere – "садовница") или подставка для цветов, вошла в обиход в Европе и России с незапамятных времен, поскольку любовь к комнатным растениям издавна была присуща человеку. Комнатные цветы, а иногда и целые оранжереи были очень популярны в среде аристократии в XVIII-XIX вв. Например, в России в середине XIX века повсеместно распространилось увлечение экзотическими растениями – они служили особой гордостью хозяина.

 

Жардиньерка
Антикварная жардиньерка с резным цветочным орнаментом 1850-х гг.

 

Об исторических типах жардиньерки мы можем судить в основном по акварелям, запечатлевшим интерьеры дворцов и особняков XIX столетия. Известны жардиньерки различных материалов и конфигураций. Так встречаются жардиньерки в виде трельяжных корзин, резных золоченых скульптур, сквозных ширм и невысоких геридонов. Их отличительной особенностью является наличие металлического поддона, который предполагает полноценный уход за растениями, включая обильный полив.

Жемчужник

Жемчужник (бусы) – вид орнамента, получивший распространение в период античности, а затем органично вошедший в искусство эпохи ренессанса и классицизма. Жемчужник представляет собой ряд чередующихся круглых и дискообразных элементов.

 

Винтажный шкаф
Винтажный ореховый шкаф с резными колоннами и цветочным декором 1940-х гг.

 

Живица

Живица – это смолистые выделения из древесины хвойных пород, а если простыми словами, то это – свежая смола. Этот природный компонент нельзя оставить без внимания, когда речь идёт о реставрационных работах, ведь с давних времён живица являлась важным ингредиентом в приготовлении лаков и красок для отделочных работ. 
Все обусловлено уникальными свойствами, которыми обладают составляющие смолы. При перегонке живичной смолы получают скипидар и канифоль.
Канифоль – твердый компонент, смола, из которой удалили все летучие химические соединения. Такая добавка повышала твердость лака после высыхания, тем самым делая покрытие более износостойким. Кроме того, канифоль использовали для приготовления мастик, порозаполняющих составов для древесины. Конечно, в чистом виде канифоль обладает хрупкостью, но при правильном сочетании с маслами и растворителями мастерам удавалось варить действительно качественные и достойные лаки. 

 

живичная канифоль
Живичная канифоль


Второй компонент, который получается из живичной смолы – скипидар. Ни для кого не секрет, что скипидар является мощным антисептиком. В деревообработке он нашел применение как дополнительная защита от микробиологических и энтомологических факторов. Например, из скипидара изготавливают раствор, препятствующий проникновению в антикварную мебель жука точильщика. Содержание большого количества эфирных масел в этой жидкости создаёт мощный барьер от насекомых-вредителей. В целом можно отметить, что живичный скипидар популярен как растворитель лаков и красок, приготовления составов для расчистки и тому подобных веществ. 
В завершение можно смело утверждать, что живица – это уникальный продукт созданный самой природой. Возрождая ремесло и реставрационные технологии, мы нередко пользуемся составляющими живицы. Это помогает добиться успешного результата и сохранить традиции.

Жирандоль

Жирандоль из Эрмитажа
Жирандоль из Государственного Эрмитажа

 

Жирандоль – это роскошно декорированный подсвечник или светильник. Встречаются как напольные, так и настольные образцы. В качестве украшения используется инкрустированный декор, подвески из хрусталя, стекла, фарфора и других материалов. Жирандоли вошли в моду ещё в XVII столетии и на долгое время за ними закрепился статус царицы подсвечников. 

 

Читайте предыдущий выпуск словаря: антикварные термины на букву «Е»

 

 

Теги: